Как известно, в Украине существует немало веб-платформ, аккумулирующих в себе разных специалистов по предоставлению услуг ремонта квартир, приборов, уборки, красоты и т. д. Народные депутаты предлагают собирать данные с таких платформ о заработке соответствующих специалистов, а самим специалистам предложить специальный режим налогообложения. Такие изменения предусмотрены законопроектом 10166 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о введении специального режима налогообложения доходов, полученных физическими лицами от осуществления отдельных видов деятельности, от 20 октября, автором которого выступает народный депутат Ярослав Железняк вместе с коллегами Даниилом Гетманцевым, Галиной Третьяковой и другими.
Так, в Налоговый кодекс предлагают ввести термин цифровая платформа – любое программное обеспечение, включая вебсайт или его часть и приложения, в том числе мобильные приложения, доступные пользователям, позволяющие физическим лицам прямо или косвенно получать доходы от отдельных видов деятельности, определенных статьей 178-1 ПК, путем организации предоставления услуг третьим лицам – пользователям цифровой платформы.
Операторы цифровых платформ в течение 20 календарных дней после завершения отчетного (налогового) квартала обязаны представлять Государственной налоговой службе информацию о суммах доходов, полученных с использованием цифровой платформы физическими лицами, которые сообщили оператору цифровой платформы о применении специального режима налогообложения.
В свою очередь, для таксистов, курьеров, сантехников, электриков и других лиц, оказывающих услуги и работающих с онлайн-платформами, а также переводчиков, репетиторов, маникюрщиц и т. п. депутаты предлагают ввести специальный режим налогообложения, чтобы собрать средства в бюджет.
Как указывают авторы, в Украине действует упрощенная система налогообложения, удобная для тех физических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность на постоянной основе, и для которых такая деятельность является основной. Однако существует проблема негибкости сроков перехода на единый налог и невозможность делать это эпизодически при необходимости. По этой причине получать дополнительные к основной работе заработки на нерегулярной (например, сезонной) основе в формальном секторе для физических лиц обременительно и невыгодно.
Кроме того, определенная часть граждан не готова регистрироваться из-за опасений относительно процесса регистрации и прекращения физического лица-предпринимателя, дополнительной отчетности, возможных проверок и т.п.
При этом, согласно данным Государственной службы статистики Украины, в 2021 году примерно 3,06 миллиона физических лиц (19,5% от общего количества рабочей силы) определяли себя как неофициально занятых.
Около 300 тысяч водителей, занимающихся перевозками на заказ легковыми автомобилями, сотрудничают с «цифровыми платформами». По мнению депутатов, от 63% до 100% из постоянно занятых будут, вероятно, готовы осуществлять свою деятельность официально, но без оформления статуса физического лица-предпринимателя и с налогообложением своих доходов по ставке в пределах 5-6% от поступлений.
В целом фискальный эффект от своего предложения депутаты оценивают в 1939 млн грн из потенциально возможных 2520 млн грн.
Что касается других категорий неофициально занятых, то, согласно данным операторов цифровых платформ, потенциальный фискальный эффект составляет:
1) в сфере онлайн-доставки, где привлечены курьеры (около 15-20 тысяч курьеров) – более 200 млн грн в год дополнительных поступлений бюджета;
2) в сфере онлайн-сервисов заказ услуг (около 400 тысяч неофициально занятых) – около 3 млрд грн.
«Учитывая указанное, существует значительный потенциал по обмену информацией с операторами цифровых платформ, что станет первым шагом для приведения налогового законодательства Украины в соответствие с требованиями Директивы об административном сотрудничестве (DAC7) по автоматическому обмену информацией операторов цифровых платформ», - указывают депутаты.
Проект закона предусматривает введение специального режима налогообложения доходов, полученных физическими лицами от осуществления отдельных видов деятельности. При этом воспользоваться таким режимом смогут физические лица, не самозанятые и соответствующие ряду критериев (в частности, относительно отсутствия работников). Это следующие виды деятельности:
С этой целью законопроект предлагает:
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.