Исследовательская служба Верховной Рады считает, что законопроект №9210 авторства группы депутатов из фракции «Слуга народа» и оппозиции среди которых нардепы Андрей Клочко и Максим Павлюк о внесении изменений в статью 121 Кодекса Украины об административных правонарушениях и других законодательных актов Украины по безопасности эксплуатации транспортных средств касательно увеличения штрафов за управление неисправным автобусом или маршруткой, а также введение взысканий за отсутствие на пассажире авто в пути ремня безопасности значительно усложнит взыскание штрафов за указанные правонарушения.
Законопроектом, в частности определено, что в случае систематического (три и более) в течение года (управления неисправным автобусом или маршруткой или проезд пассажира без ремня безопасности) или если в результате этих правонарушений произошло дорожно-транспортное происшествие нарушителя ожидает штраф в трехкратном размере от размера штрафа за основной состав соответствующего правонарушения.
Эксперты отмечают, что такие критерии расчетов штрафов не основываются на положениях действующего Кодекса об административных правонарушениях, в которых размеры штрафов определяются исходя из конкретного количества не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, устанавливаемого в санкции соответствующей нормы.
«В действующем Кодексе об админправонарушениях также отсутствует в качестве критерия для расчета размера штрафа и такая крайне общая дефиниция, используемая в законопроекте, – основной состав соответствующего правонарушения… Наличие таких расплывчатых, неконкретных определений по расчету размеров штрафов значительно усложнит применение данного вида административного взыскания к лицам , совершивших правонарушения», - отмечают эксперты.
Они также отмечают, что новая редакция части первой статьи 121 Кодекса об административных правонарушениях (штраф за управление незаконно переоборудованным транспортом) «носит крайне общий и неконкретный характер».
«В частности, в ней не определено, наличие каких именно «запрещенных требованиями законодательства технических неисправностей и несоответствий техническим требованиям» транспортного средства влечет наложение штрафа на водителя в случае управления таким средством. Подлежит редакционному уточнению и использованное в этой же части словосочетание «незаконное изготовление или переоборудование без соответствующих разрешений с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения», носит незавершенный характер. В нем не указано, какие именно предметы, средства или транспортные средства касаются действия по «изготовлению или переоборудованию… с нарушением требований правил и нормативов…», то есть не указано, на что конкретно направлены эти действия», - отмечают в службе, добавляя, что правовая неопределенность может привести к необоснованному привлечению к ответственности.
Также специалисты службы считают необходимым исключить из законопроекта норму о возможности ввоза в Украину транспортных средств без проверки технического состояния, поскольку это не касается предмета правового регулирования законодательной инициативы.
«Учитывая изложенное, предложенные в законопроекте изменения в этот Закон должны быть выделены и включены в отдельный законопроект», - отмечают в исследовательской службе.
Кроме этого специалисты обращают внимание на отсутствие финансово-экономического обоснования (поступлений от реализации в госбюджет), несмотря на то, что проект предусматривает увеличение штрафов.
Как сообщала «Судебно-юридическая газета», в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, которым, в частности, предлагается штрафовать пассажиров без ремней безопасности.
Автор Ярослав Конощук
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.