10 июня Верховная Рада приняла за основу законопроект о введении административной ответственности в сфере подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами.
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за нарушение должностными лицами заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей и должностных лиц, в частности территориальных сервисных центров Министерства внутренних дел, при проведении государственной аккредитации таких заведений (автошкол), аттестации их специалистов и допуска лиц к управление транспортными средствами (принятие теоретического и практического экзаменов, оформление или выдача водительского удостоверения).
Также путем внесения изменений в Закон «О дорожном движении» предлагается ввести возможность лицу, желающему получить право на управление транспортными средствами, осуществлять самоподготовку в соответствии с типовой учебной программой. То есть, лицо будет иметь выбор: обращаться в специальные учреждения (автошколы) - или овладевать программой (теорией) самостоятельно. Практическая подготовка по вождению будет проходить исключительно в автошколах.
Отметим, что проект депутаты внесли еще в мае 2022 года (авторы – Вячеслав Медяник, Павел Фролов, Александр Федиенко и другие).
Законопроектом предлагается:
- дополнить КУоАП новой статьей 127-3, которой предусматривается админответственность за нарушение порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей;
- дополнить КУоАП новой статьей 127-4, которой предусматривается админответственность за нарушение порядка государственной аккредитации заведений, проводящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей, аттестации их специалистов и порядка приемки экзаменов для получения права управления, оформления или выдачи водительского удостоверения;
- изменениями в статьи 255, 221, 222 КУоАП предлагается предоставить право составлять протоколы по указанным выше статьям уполномоченным лицам органов Национальной полиции, а обязанность рассматривать соответствующие дела возложить на должностных лиц Нацполиции и на районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (судей) в случае повторного совершения таких правонарушений в течение года;
изменениями в статью 15 Закона «О дорожном движении» предусмотрены дополнения нормой о возможности сдачи теоретического экзамена лицом, прошедшим соответствующую подготовку в аккредитованном заведении или самостоятельно овладевшим содержанием типовой учебной программы.
Однако, как отмечено в Заключении Комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики, законопроект содержит коррупциогенные факторы.
«Комитет поддерживает заключение Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) и обращает внимание на то, что предложенная модель правового регулирования в целом коррупциогенна и не соответствует принципу пропорциональности административного взыскания степени общественной вредности совершенного деяния, как одному из 2 элементов верховенства права, определенному нормами части 1 статьи 8 Конституции.
Во-первых, реализация указанных положений проекта Закона будет усиливать коррупционные риски в этой сфере, поскольку будет способствовать повышению размеров взяток и в конечном счете – росту стоимости тех или иных услуг, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и уполномоченных лиц.
Во-вторых, действующей статьей 53 Закона Украины «О дорожном движении» установлено, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о дорожном движении, соответствующих правилах, нормативах, несут ответственность согласно законодательству Украины. При этом в статьях 127-3 и 127-4 проекта Закона не представлен четкий перечень противоправных деяний, которые могут быть квалифицированы как «нарушение установленного порядка» должностными лицами и как основания для привлечения к административной ответственности. Исчерпывающие требования, несоответствие которым может служить основанием для привлечения соответствующих субъектов к ответственности, также не регламентируются нормативными актами Кабинета Министров Украины.
Не устанавливаются такие требования и в предложенных изменениях в Кодекс Украины об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, объективная сторона правонарушений является юридически неопределенной. С целью предотвращения коррупционных рисков, при привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьями 127-3 и 127-4 проекта Закона, следует четко определить понятные и однозначные составы правонарушений.
Кроме того, Комитет отмечает, что законопроектом вносятся изменения в Закон Украины «О дорожном движении», что противоречит статье 2 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой изменения в законодательство об административных правонарушениях могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в этот Кодекс и другие законы Украины , устанавливающих административную ответственность, и/или в законодательство Украины об уголовной ответственности, и/или в уголовное процессуальное законодательство», - отмечает Комитет.
Следовательно, Комитет на своем заседании 8 июня 2023 г. пришел к выводу и принял решение, что проект Закона 7354 не отвечает требованиям антикоррупционного законодательства. Но это не помешало парламенту 10 июня одобрить его в первом чтении.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.