Верховная Рада планирует в ближайшее время принять законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины по усовершенствованию порядка принятия наследства 9288. Соответствующий проект постановления о принятии за основу зарегистрирован 2 июня в парламенте.
Проектом 9288 предусматривается внести изменения в Гражданский кодекс, а именно:
Так, предлагается установить: «Место открытия наследства — последнее место жительства наследодателя.
Если место жительства наследодателя неизвестно или зарегистрировано за границей, местом открытия наследства является местонахождение недвижимого имущества или основной его части, а при отсутствии недвижимого имущества – местонахождение основной части движимого имущества».
«В период действия в Украине военного, чрезвычайного положения сроки исковой давности, установленные настоящим Кодексом, останавливаются на срок действия такого положения».
Как отмечают авторы законопроект 9288, Законом №2923-IX от 23.02.2023 была изложена статья 1221 Гражданского кодекса в новой редакции и определено, что местом открытия наследства является место подачи первого заявления.
То есть, если традиционно наследство открывалось по последнему месту жительства наследодателя, то изменениями была установлена возможность открытия наследства любым нотариусом на территории Украины, независимо от последнего места жительства наследодателя или местонахождение его имущества.
Впрочем, Комитет по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий еще 24 мая рекомендовал вернуть субъектам права законодательной инициативы на доработку.
«Авторами законопроекта предлагается определить, что место открытия наследства — последнее место жительства наследодателя. Предложенная в проекте норма по сравнению с действующей сужает права граждан.
Также необходимо обратить внимание, что на момент регистрации законопроекта соответствующая норма Закона №2923-IX еще не вступила в силу.
Следовательно, авторами законопроекта предлагается Верховной Раде Украины изменить свое решение по этому поводу, по которому парламент недавно уже определился.
Учитывая, что проект Закона представлен одновременно с другим законопроектом № 9287, которым из Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» исключаются специальные нормы по реализации права на наследование и устанавливается ссылка на общие нормы Гражданского кодекса Украины, изложенные в законопроекте №9288, данные проекты законов необходимо рассматривать в неразрывной взаимосвязи.
В этой связи следует отметить, что вследствие исключения специальных норм из Закона, связанных с фактом оккупации, в законодательстве может возникнуть пробел, поскольку их перенос (законопроектом № 9288) в видоизмененной форме в заключительные и переходные положения Гражданского кодекса Украины уточнением по применению в период действия в Украине или отдельных ее местностях военного, чрезвычайного положения и в течение одного года со дня его прекращения или отмены создает иную природу указанных норм, поскольку они становятся нормами временного действия и регулируют вопросы, связанные не с фактом оккупации, а с фактом действия в Украине правового режима военного положения.
Таким образом, законопроект не предусматривает возможность существования обстоятельств временной оккупации территорий Украины без действия на территории государства военного положения.
Однако именно такая ситуация в Украине существовала до 24.02.2022. Временная оккупация и военное положение могут быть взаимосвязаны, однако они не являются взаимоисключающими.
Закон как акт высшего юридического действия, который является устойчивым, должен учитывать все возможные обстоятельства в определенной сфере регулирования. Учитывая указанное, имея в государстве состоянием в настоящее время факт временной оккупации территорий Украины, исключение специальных норм законодательства, которые привязаны именно к факту оккупации, представляется нецелесообразным.
В случае исключения их из Закона, такие нормы должны найти свое отражение в других законодательных актах, однако авторами, вопреки этому предлагается привязка правовых норм только к периоду действия военного положения, а не к периоду оккупации, что может создать пробел в законодательстве.
Предложение авторов, которым предоставляется возможность обращения к любому нотариусу независимо от места открытия наследства в случае, если местом открытия наследства является населенный пункт, включенный в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных рф (далее – Перечень), утвержденного в установленном законодательством порядке, не обеспечит реализацию указанного права для лиц, наследующих имущество на территориях, оккупированных до момента введения военного положения. Закон не может ссылаться на указанный Перечень (который утверждается Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины и постоянно обновляется) как на документ, определяющий временно оккупированные территории, оккупированные до 24.02.2022, поскольку они определяются актами высшего юридического действия: Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» и Указом Президента Украины.
С правовой точки зрения Перечень может быть актуален только для территорий, оккупированных после введения военного положения. Поэтому при такой редакции законопроекта реализация прав лиц, которые будут наследовать имущество на оккупированных территориях до момента введения военного положения или в которых наследодатель умрет на указанных территориях, будет осуществляться в общем порядке без каких-либо особенностей.
Таким образом, для открытия наследства наследникам необходимо будет обратиться к нотариусу за последним местожительством наследодателя, то есть на временно оккупированной территории, которая была оккупирована до момента введения военного положения.
Соответствующая формулировка создаст условия для невозможности открытия наследственных дел и, как следствие, невозможности получения самого наследства значительным количеством граждан, имеющих близких родственников на указанных временно оккупированных территориях», - указывает Комитет по правам человека.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.