На заседании 23 мая 2023 года Комитет по экономическому развитию пересмотрел свое решение по законопроекту №8250 о внесении изменений в Закон «О Фонде государственного имущества Украины» по оптимизации структуры Фонда в части уточнения отдельных положений и принял решение рекомендовать Верховной Раде принять законопроект в целом.
Как считают в Комитете, его принятие «позволит ввести эффективную организационную действенную структуру Фонда государственных имуществ, повысить его результативность, а также внедрять новые электронные сервисы, что в свою очередь приведет к снижению временных и денежных затрат для добропорядочного бизнеса в сферах компетенции Фонда».
В настоящее время обнародована сравнительная таблица к законопроекту в редакции от 5 апреля 2023 года. Протоколы, стенограммы или аудиозапись заседания Комитета на его сайте отсутствуют, как и любые подробности о том, какие уточнения решили внести 23 мая.
В соответствии с ней законопроектом предусматривается абзац 2 части 2 статьи 388 Гражданского кодекса изложить в следующей редакции:
«Имущество не может быть истребовано от добросовестного приобретателя, если оно было продано такому приобретателю на электронном аукционе, проведенном в двухуровневой электронной торговой системе на основании и в порядке, определенном законодательством».
Напомним, согласно статье 387 ГК собственник имеет право истребовать свое имущество от незаконно, без соответствующего правового основания завладевшего им лица.
В то же время статьей 388 ГК установлены случаи истребования имущества от добросовестного приобретателя.
Таким образом, статьи 387 и 388 ГК Украины регулируют вопросы вещного права, а соответствующие права защищаются таким вещественно-правовым способом защиты гражданских прав и интересов собственника, как виндикация.
Как отмечало Главное юридическое управление ВР, применение виндикации возможно, если между законным и фактическим владельцем имущества нет обязательственных отношений. Вместе с тем если имущество любой формы собственности продано на электронном аукционе, то в этом случае возникают обязательственные права.
В этих отношениях можно применить такой способ защиты, присущий обязательственному праву, как реституция.
Следовательно, ГК предусматривает как один из основных способов защиты виндикацию и реституцию. Однако приведенное положение законопроекта допускает к одному и тому же имуществу виндикацию, не допуская реституцию, и наоборот, в зависимости от фактических обстоятельств.
Еще одним нюансом является то, что 4 мая Верховная Рада приняла закон, установивший, что изменения в Гражданский кодекс могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины. Данный закон (законопроект 9152) 8 мая был направлен на подпись Президенту Владимиру Зеленскому, однако по состоянию на вечер 24 мая официальное сообщение о его подписании отсутствует.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.