Как известно, 12 августа в Верховной Раде зарегистрировали законопроекты, касающиеся нового порядка отбора и назначения судей Конституционного Суда Украины. Авторами обоих являются депутаты, в частности, председатель Комитета ВР по вопросам правовой политики Денис Маслов. Это законопроекты о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию порядка отбора кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины на конкурсной основе 7662 и о внесении изменения в статью 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей» об уточнении полномочий съезда судей 7663.
Соответственно изменениям создается Совещательная группа экспертов «в целях содействия органам, назначающим судей Конституционного Суда, в оценке моральных качеств и уровня компетентности в сфере права кандидатов на должность судьи Конституционного Суда». Совещательная группа действует в составе 6 членов, которые избираются бессрочно и участвуют в ее работе на общественных началах.
В состав Совещательной группы предлагают включить по одному лицу от Президента, Верховной Рады, съезда судей, а также одного человека, определенного Венецианской комиссией, и двух лиц, определенных международными и иностранными организациями, которые в соответствии с международными или межгосударственными соглашениями в течение последних 5 лет предоставляют Украине международную техническую помощь в сфере конституционной реформы и/или верховенства права, и/или защиты прав человека, и/или предотвращения и противодействия коррупции.
Недавно, как писала «Судебно-юридическая газета», Венецианская комиссия опубликовала свое заключение по данным законопроектам.
Интересно в свежем заключении, во-первых, утверждение Венецианской комиссии о том, что в Совещательную группу от международных субъектов могут быть назначены не иностранцы, а граждане Украины.
Во-вторых, ВК в настоящем выводе рассуждает о формате участия «гражданского общества» в работе Совещательной группы, в том числе, как один из вариантов, включение такого члена в состав Совещательной группы. В конце концов, ВК останавливается на варианте создать что-то вроде Общественного совета добропорядочности при Совещательной группе.
В-третьих, Комиссия хотя и подчеркивает, что «кажется противоречивым» поручать назначение «независимых экспертов» Совещательной группы для отбора судей КСУ тем же органам – Президенту, парламенту и съезду судей, имеющим полномочия и отбирать судей КСУ, впрочем, «учитывая ситуацию в Украине», не выступает кардинально против этого.
В-четвертых, Венецианская комиссия рекомендует сделать закрытыми «встречи, посвященные обсуждению пригодности кандидатов в судьи Конституционного Суда».
«Судебно-юридическая газета» перевела и проанализировала основные положения Заключения (подробнее здесь).
А 28 ноября Комитет Верховной Рады по правовой политике рекомендовал принять данные законопроекты во втором чтении.
«Когда на заседании комитета рассматривают резонансный законопроект, обсуждения всегда продолжаются. Сегодня – почти 5 часов. Четыре из них пошли на законопроект №7662 о новом порядке отбора судей в КСУ. Рассматривали правки и предложения ко второму чтению и, наконец, рекомендовали законопроект ко второму чтению. Комитетские правки учли заключение Венецианской комиссии, в результате некоторые концептуальные моменты в законопроекте несколько изменились», - отметил член Комитета Роман Бабий.
Вместе с тем, окончательно его версия еще не опубликована.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.