В Верховной Раде зарегистрирован законопроект 8167 о внесении изменений в Земельный кодекс Украины об урегулировании вопроса использования денежных средств, полученных от продажи земельного участка, владельцем которого является гражданин страны-агрессора. Автор – депутат от «Слуги народа» Федор Вениславский.
Целью проекта является установить, что вырученные от продажи на земельных торгах конфискованного земельного участка денежные средства в случае, если бывший собственник является гражданином страны-агрессора (Российской Федерации или Республики Беларусь), зачисляются в государственный бюджет.
Для этого предлагается внести изменения и дополнения в часть 4 статьи 145 Земельного кодекса Украины: «Иск о конфискации земельного участка подается в суд органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель. Конфискованный земельный участок по решению суда подлежит продаже на земельных торгах. Денежные средства, полученные по результатам продажи такого земельного участка на земельных торгах, за вычетом расходов, связанных с его продажей, выплачиваются его бывшему владельцу. В случае если бывший собственник является гражданином страны-агрессора (Российской Федерации или Республики Беларусь), денежные средства, полученные по результатам продажи такого земельного участка, зачисляются в государственный бюджет».
Как отмечает Федор Вениславский, согласно частям 2 и 4 статьи 81 Земельного кодекса Украины, иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.
Земли сельскохозяйственного назначения, принятые по наследству иностранцами, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению.
Статьей 145 урегулирован вопрос права собственности на земельный участок лица, если земельный участок не может принадлежать ему на праве собственности и/или в связи с нарушением обязанности по отчуждению в течение установленного законом срока.
Так, в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, если к лицу переходит право собственности на земельный участок, который по настоящему Кодексу не может приобретаться им в собственность, этот участок подлежит отчуждению его собственником в течение года с момента перехода такого права. В случае, если в соответствии с законом собственник земельного участка обязан отчуждать его в течение определенного срока и земельный участок не был отчужден им в течение такого срока, такой участок подлежит конфискации по решению суда.
Частью 4 статьи 145 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что иск о конфискации земельного участка подается в суд органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель. Конфискованный земельный участок по решению суда подлежит продаже на земельных торгах. Цена проданного на земельных торгах земельного участка, за вычетом расходов, связанных с его продажей, выплачивается его бывшему собственнику.
В настоящее время имеется значительное количество земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан РФ и РБ (как правило, принятые по наследству), и они в нарушение статьи 81 Земельного кодекса Украины ими не отчуждены в течение года в пользу других лиц. В случае принудительного прекращения права собственности на соответствующие земельные участки путем их конфискации в судебном порядке к указанным правоотношениям в дальнейшем будет подлежать применение положения части 4 статьи 145 Земельного кодекса Украины – их продажа на земельных торгах с последующим возмещением полученных средств бывшим собственникам, в том числе гражданам РФ и РБ. Такая процедура грубо подрывает государственные интересы в условиях полномасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, поддержанной Республикой Беларусь.
Кроме того, дальнейшее пребывание этих земель в собственности граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, которые в большинстве случаев находятся в аренде для ведения товарного сельскохозяйственного производства на возмездной основе, приводит к фактическому финансированию государств-агрессоров», - отмечает автор.
Народный депутат от «СН» Николай Кириченко внес альтернативный проект 8167-1, которым предлагается дополнить положения пункта «в» статьи 6 Закона Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель» в части возможности получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем, реестров, банков (баз), данных, а также документов, материалов и другой информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, владельцев и пользователей земельных участков. Также предложено закрепить норму, установленную статьей 145 Кодекса о дополнении полномочий органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель правом подавать в суд иски о конфискации земельных участков.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.