Верховная Рада 3 ноября приняла в целом в качестве закона законопроект «О материалах и предметах, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами» №4568.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он «направлен на комплексное урегулирование требований к безопасности материалов и предметов, контактирующих с пищевыми продуктами, и направлен на обеспечение защиты здоровья граждан и интересов потребителей».
Новый Закон регулирует отношения, связанные с производством, обращением и использованием материалов и предметов, которые в готовом к использованию состоянии соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:
Материалы и предметы при обычных или обоснованно предполагаемых условиях использования не должны переносить свои составляющие в пищевые продукты в количествах, которые могут:
Маркировка, реклама и представление материалов и предметов не должны вводить потребителей в заблуждение.
«Что предполагает этот закон:
Требования по надлежащей производственной практике (GMP);
Государственная регистрация веществ, используемых в производстве материалов и предметов и процессов переработки пластика;
Особая маркировка материалов и предметов;
Требования к прослеживаемости материалов и предметов;
Введение декларации производителя;
Государственный контроль за деятельностью операторов рынка;
Этот закон повлияет на потребителей, производителей и государство;
Требования к оборудованию, которое разрешается использовать в процессе переработки пластика;
Переходный период – 3 года
Все перечни формируются в соответствии с законодательством Европейского Союза», - отметила соавтор проекта Мария Мезенцева.
Впрочем, как отмечает Главное юридическое управление Верховной Рады, хотя законопроектом, по сути, имплементируются положения законодательства Европейского Союза, однако такая имплементация осуществляется таким образом, что не учитывает требований языка и терминологии законов, в проекте имеется значительное количество отсылочных норм, дублирующих положений и т.д.
«Вызывает беспокойство также предусмотренная законопроектом неограниченная дискреция в реализации (или нереализации) органами исполнительной власти и уполномоченным лицом предоставленных полномочий, а также их недостаточная юридическая определенность, наличие двусмысленности в изложении правовых предписаний (речь, в частности, о положениях статей 8 и 14, изменения к статье 39 Закона Украины "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных"), например: "государственный ветеринарный инспектор, капитан рыбоморозильного или рыбопромышленного судна... имеет достаточные основания считать..." , "с учетом положений... настоящей статьи специальные требования могут утверждаться...", "Специальные требования... могут включать...", "Специальные требования, указанные в части первой настоящей статьи, могут включать... другие требования, направленные на обеспечение выполнения статей 6 и 7 этого Закона", "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере здравоохранения может удовлетворить ходатайство…", "уполномоченное лицо может обратиться к заявителю с запросом о предоставлении дополнительной информации и/или объяснений», - отмечает ГЮУ.
Следовательно, как считают эксперты Юридического управления, законопроект не содержит понятного объема и способа осуществления дискреционных полномочий органами исполнительной власти и уполномоченным лицом, чтобы физическое или юридическое лицо могло соответствующим образом защитить себя от произвольных действий органов власти, исключить злоупотребление предоставленными ему полномочиями.
Ниже приводим текст проекта ко второму чтению, который пока доступен только в виде сравнительной таблицы.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.