Кроме некоторых разъяснений относительно конфликта интересов в деятельности судей, Национальное агентство по предотвращению коррупции привело в своих методических рекомендациях примеры конфликта интересов в деятельности прокуроров.
Лицо работало прокурором. В течение года после прекращения соответствующей деятельности это лицо начало осуществлять защиту обвиняемого в уголовном производстве. В то же время, другой стороной этого уголовного производства является прокурор (согласно требованиям УПК).
Будет ли это нарушением ограничения, установленного в п. 3 ч. 1 ст. 26 Закона о представлении интересов лица по делам, в которых другой стороной является орган, предприятие, учреждение, организация, в котором (которых) они работали на момент прекращения указанной деятельности?
Ответ НАПК:
«Да, это будет нарушением.
Нормативное регулирование: согласно п. 15 ч. 1 ст. 3 УПК прокурор – это лицо, занимающее должность, предусмотренную ст. 15 Закона Украины «О прокуратуре» и действующее в пределах своих полномочий и в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 3 УПК являющееся стороной уголовного производства со стороны обвинения; прокуроры Украины имеют единый статус, независимо от места прокуратуры в системе прокуратуры Украины или административной должности, которую прокурор занимает в прокуратуре; прокуратура Украины составляет единую систему, которая в порядке, предусмотренном настоящим Законом, осуществляет установленные Конституцией Украины функции для защиты прав и свобод человека, общих интересов общества и государства.
На прокуратуру возлагаются следующие функции: поддержание государственного обвинения в суде; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных настоящим Законом и главой 12 раздела III ГПК; надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Функции прокуратуры Украины производятся исключительно прокурорами.
То есть прокурор, реализуя определенные полномочия в рамках уголовного производства (согласно ст. 36 УПК), является представителем соответствующего органа прокуратуры и прокуратуры в целом, на которую возлагается реализация в уголовном производстве указанных функций», - отмечает НАПК.
Также НАПК привело пример, когда прокурору поручено рассматривать жалобу на свои же действия, в которой, в том числе, заявлено ходатайство о замене прокурора в уголовном производстве.
«В такой ситуации у прокурора будет частный интерес, который заключается в нежелании наступления негативных последствий – признания неправомерными его действий и/или решений и возможного привлечения к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 306 УПК жалобы на решения, действия или бездействие следователя или прокурора рассматриваются следственным судьей местного суда, а в уголовных производствах в отношении уголовных правонарушений, отнесенных к подсудности Высшего антикоррупционного суда, – следственным судьей Высшего антикоррупционного суда согласно правилам судебного разбирательства, установленным статьями 318-380 УПК, с учетом положений главы 26 УПК.
Согласно требованиям ст. 37 УПК назначение и замена прокурора в уголовном производстве осуществляются руководителем соответствующего органа прокуратуры. Прокурор осуществляет полномочия прокурора в уголовном производстве с его начала до завершения и только в исключительных случаях полномочия прокурора могут быть возложены руководителем органа прокуратуры на другого прокурора этого органа прокуратуры из-за неэффективного осуществления прокурором надзора за соблюдением законов при проведении досудебного расследования.
То есть, рассмотрение жалобы на действия прокурора является компетенцией следственного судьи, замена прокурора в уголовном производстве является компетенцией руководителя соответствующего органа прокуратуры.
Таким образом, прокурор не имеет законных полномочий по рассмотрению жалобы на свои действия и замене себя другим прокурором в уголовном производстве.
В этом случае отсутствуют служебные возможности как неотъемлемая составляющая конфликта интересов. Однако рассмотрение прокурором такой жалобы может свидетельствовать о совершении других незаконных действий, за совершение которых предусмотрена ответственность», – считают в НАПК.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.