Как уже писала «Судебно-юридическая газета», в условиях недостаточного финансового ресурса судов вопрос о внедрении электронного судопроизводства стоит особенно остро. Поэтому депутаты предлагают ввести обязательную регистрацию и использование электронных кабинетов в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе (ЕСИТС) юридическими профессиями и госорганами.
Так, 11 октября в Верховной Раде зарегистрирован законопроект об обязательной регистрации и использовании электронных кабинетов в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе представителями юридических профессий, юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями 7574-д.
Авторами проекта выступают председатель Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Денис Маслов, глава рабочей группы по цифровизации правосудия, народный депутат Роман Бабий и другие.
Проектом Закона предложено дополнить ХПК, КАС и ГПК следующими положениями:
1) изменить термин «официальный электронный адрес в ЕСИТС» на «электронный кабинет в ЕСИТС», что будет способствовать правильному пониманию этого инструмента участниками судебного разбирательства;
2) распространить обязанность регистрации электронного кабинета в ЕСИТС для всех юридических лиц и физических лиц – предпринимателей;
3) в случае обращения в суд лицом, обязанным зарегистрировать электронный кабинет, но не выполнившим свой долг, документы такого лица будут оставаться судом без движения или возвращаться, не принимаясь к рассмотрению судом, в зависимости от вида процессуального документа;
4) установить такой обязательный реквизит для всех заявлений по существу дела, других процессуальных заявлений, ходатайств, как указание в тексте сведений о наличии или отсутствии электронного кабинета;
5) обеспечить возможность для стороны направлять документы через ЕСИТС другим участникам дела, в случае наличия у них электронного кабинета.
Заключительными положениями проекта Закона предложено установить, что адвокаты, нотариусы, частные исполнители, арбитражные управляющие, судебные эксперты, государственные органы, органы местного самоуправления, другие юридические лица регистрируют электронные кабинеты в Единой судебной информационно-коммуникационной системе или ее отдельной подсистеме (модуле), обеспечивающей обмен процессуальными документами в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Закона.
Физические лица – предприниматели будут регистрировать электронные кабинеты в ЕСИТС в течение 4-х месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Необходимость принятия законопроекта авторы обосновывают тем, что Указом Президента Владимира Зеленского от 11 июня 2021 г. № 231/2021 утверждена Стратегия развития системы правосудия и конституционного судопроизводства на 2021 – 2023 годы. В частности, определено, что с целью улучшения доступа к правосудию необходимо обеспечить развитие электронного судопроизводства с учетом мировых стандартов.
«Следует отметить, что с этой целью в украинском судопроизводстве еще с 2017 года идет процесс создания Единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС), которая дала бы существенный толчок электронному судопроизводству в Украине. Только 5 октября 2021 года было официально объявлено о запуске первых трех подсистем (модулей) ЕСИТС: 1) «Электронный кабинет»; 2) "Электронный суд"; 3) подсистема видеоконференцсвязи», - подчеркивают авторы.
Действующим процессуальным законодательством Украины (часть шестая статьи 6 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, часть шестая статьи 18 Кодекса административного судопроизводства Украины, часть шестая статьи 14 Гражданского процессуального кодекса Украины) установлен перечень субъектов, регистрирующих официальные электронные адреса в ЕСИТС в обязательном порядке.
К таким лицам законом отнесли:
адвокатов,
нотариусов,
частных исполнителей,
арбитражных управляющих,
судебных экспертов,
органы государственной власти,
органы местного самоуправления,
юридические лица государственного и коммунального секторов экономики.
В то же время лица, которые по закону обязаны зарегистрировать официальные электронные адреса в ЕСИТС, затягивают с исполнением своего долга, о чем свидетельствует официальная статистика.
В частности, по информации Государственной судебной администрации Украины, с 22.12.2018 по 04.09.2021 в подсистеме «Электронный суд» было зарегистрировано 7 568 адвокатов, 3 088 юридических лиц, а с 05.09.2021 по 19.06.2022 года - 2541 адвоката, 5 241 юридическое лицо.
По информации Национальной ассоциации адвокатов Украины только по состоянию на 1 сентября 2021 года в Едином реестре адвокатов Украины было зарегистрировано 61 802 адвоката, из них – 45 659 реально работающих.
Итак, на сегодняшний день в подсистеме «Электронный суд» зарегистрированы только 22% адвокатов, работающих в Украине.
По состоянию на 1 января 2022 года согласно данным Госстата Украины в Украине насчитывалось 14 221 коммунальное предприятие, 10 006 государственных и 58 383 коммунальных организации (всего – 82 610). В настоящее время в подсистеме «Электронный суд» зарегистрировано лишь 10% от такого количества юридических лиц.
Проблема с промедлением в регистрации официального электронного адреса связана с тем, что действующее процессуальное законодательство Украины не содержит достаточных рычагов и стимулов, которые бы побудили субъекта к регистрации такого адреса в ЕСИТС.
Другими словами, в законе нет серьезных правовых последствий и какой-либо, хотя бы малейшей, ответственности за невыполнение такой обязанности.
«Разумно мнение о том, что субъекты, которых законодатель по закону обязал иметь официальный электронный адрес в ЕСИТС и которые до сих пор не выполнили свой долг, смогут его эффективно и быстро выполнить только под угрозой негативных правовых последствий. Очевидно, что в этой части процессуальное законодательство подлежит существенному переосмыслению», – подчеркивают авторы.
Кроме того, уточнению подлежит ч. 11 статьи 242 ХПК Украины, ч. 11 статьи 251 КАС Украины и ч. 11 статьи 272 ГПК Украины, которыми предусмотрено, что в случае рассмотрения дела по материалам в бумажной форме судебные решения направляются в бумажной форме заказным письмом с уведомлением о вручении.
Указанные нормы вступают в конфликт с другой нормой права, которая определяет, что суд направляет решение в бумажной форме заказным письмом с уведомлением о вручении только в случае отсутствия у стороны официального электронного адреса (части 3, 5 статьи 242 ХПК Украины, части 3, 5 статьи 251 КАС Украины, части 3, 5 статьи 272 ГПК Украины).
Следовательно, возникает ситуация, когда суд в случае отправки участникам дела судебного решения в электронной форме обязан также прислать его и в бумажной форме заказным письмом с уведомлением о вручении.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.