Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Александр Завитневич зарегистрировал в парламенте проект постановления о принятии за основу законопроекта 7684-1, которым расширяются полномочия СБУ (об усовершенствовании контрразведывательной деятельности и усилении институционной способности субъектов ее осуществления).
В частности, проектом предусмотрено, что в исключительных случаях, когда непринятие неотложных мер может привести к совершению преступления против основ национальной безопасности Украины, против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, террористического акта, кибератаки, уничтожения необходимых фактических данных, документов или обусловит невозможность их получения в будущем, председатель Службы безопасности Украины (лицо, исполняющее его обязанности) или его заместитель вправе принять документально оформленное решение о проведении контрразведывательных мероприятий, предусмотренных частью первой статьи 8-2, до принятия решения судом.
Это такие контрразведывательные мероприятия:
1) наблюдение за лицом в публично доступных местах с фиксацией соответствующих сведений или данных;
2) аудио-, видеоконтроль лица, заключающийся во вмешательстве в частное общение лица без его ведома с фиксацией содержания его разговоров или других звуков, движений, действий, связанных с его деятельностью или местонахождением и т.п., с помощью аудио-, видеозаписи с использованием специальных и других технических средств;
3) аудио-, видеоконтроль вещи или места, заключающийся в осуществлении скрытой фиксации сведений посредством аудио-, видеозаписи внутри публично недоступных мест, без ведома их владельца, владельца или присутствующих в этом месте лиц;
4) снятие информации с электронных коммуникационных сетей (комплекс технических средств электронных коммуникаций и сооружений, предназначенных для предоставления электронных коммуникационных услуг) является разновидностью вмешательства в частное общение, проводимое без ведома лиц, использующих средства электронных коммуникаций для передачи информации;
5) снятие информации с электронных информационных систем, заключающееся в поиске, выявлении путем физического и/или программного доступа, отборе и фиксации сведений или данных, содержащихся в электронных информационных системах или их частях, доступ к которым ограничивается их владельцем, владельцем, держателем или связанный с преодолением системы логической защиты;
6) обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица путем негласного проникновения в такие места, жилье или владение лица с использованием специальных и других технических средств, с целью: выявления и фиксации вещей и документов; изготовления копий или образцов указанных вещей и документов; выявления и изъятия образцов для исследования; выявления лиц, которые могут быть причастны к разведывательно-подрывной деятельности, террористическим и другим противоправным посягательствам на государственную безопасность Украины; установления технических средств аудио-, видеоконтроля лица;
7) установление местоположения радиооборудования (радиоэлектронного средства), которое заключается в применении технических средств для получения от сетевой инфраструктуры или мобильного конечного (терминального) оборудования сведений о местонахождении мобильного конечного (терминального) оборудования (точки его подключения к сети), а в сети фиксированной связи - данных о физическом адресе конечного пункта сети, без раскрытия содержания передаваемых сообщений;
8) обзор корреспонденции, заключающийся в негласном отборе по идентификационным признакам корреспонденции, ее обработке, изменении (замене), снятии копий или получении образцов; Ограничение доступа к определенным (идентифицированным) информационным ресурсам (сервисам) с целью недопущения террористического акта или совершения разведывательно-подрывной деятельности в ущерб Украине осуществляется в судебном порядке на основании материалов оперативно-розыскного или контрразведывательного дела.
Не требует разрешения суда установление местонахождение радиооборудования (радиоэлектронного средства) по заявлению его владельца, а также проведение визуального наблюдения за определенной вещью или местом в публично доступных местах, в том числе с использованием видеозаписи, фотографирования, специальных технических средств для наблюдения.
Также во время действия правового режима чрезвычайного или военного положения Служба безопасности Украины, разведывательный орган Украины могут проводить контрразведывательные мероприятия в отношении лица, места или вещи, находящихся на временно оккупированной территории или в районах ведения военных (боевых) действий, а также в отношении иностранцев и лиц без гражданства – при наличии оснований применять средства контрразведывательной деятельности без соблюдения требований статей 8-2 и 8-3 настоящего Закона на основании письменного решения Председателя Службы безопасности Украины (лица, исполняющего его обязанности), его первого заместителя или заместителя, или руководителя органа военной контрразведки (лица, исполняющего его обязанности) ) или руководителя разведывательного органа Украины или его заместителя.
Предостережения и рекомендации СБУ
Согласно законопроекту СБУ также сможет предоставлять рекомендации государственным органам, органам местного самоуправления, образованным в соответствии с законами Украины военным формированиям, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности и должностным лицам рекомендации, т. е. обязательные для рассмотрения предложения, касающиеся вопросов обеспечения государственной безопасности, устранения причин и условий, которые могут способствовать реализации угроз государственной безопасности или повышению рисков государственной безопасности, путей минимизации и/или нейтрализации негативных последствий реализации угроз государственной безопасности, а также управления рисками государственной безопасности.
Рекомендации предоставляются с подписью руководителя функционального подразделения Центрального управления или регионального органа Службы безопасности Украины в соответствии с компетенцией. О результатах рассмотрения рекомендаций субъект, которому они адресованы, в письменном виде уведомляет соответствующее функциональное подразделение Центрального управления или региональный орган СБУ в течение десяти рабочих дней.
Еще один вид сообщений от СБУ – это официальное предостережение.
Официальное предостережение – разъяснение Службой безопасности Украины физическому или юридическому лицу о том, что его действия (действие или бездействие) создают условия для возникновения или реализации угроз государственной безопасности или повышают риски государственной безопасности.
Официальное предостережение осуществляется в форме письменного информирования в порядке, определенном актами Службы безопасности Украины, после проведения СБУ проверки и подтверждения полученных в ходе оперативно-служебной деятельности сведений о физическом или юридическом лице. Оно адресуется конкретному физическому лицу или руководителю (уполномоченному ответственному должностному лицу) юридического лица и должно содержать:
1) указание деятельности, создающей условия реализации угроз государственной безопасности или повышающей риски государственной безопасности, относительно недопустимости осуществления которой физическое или юридическое лицо предостерегается;
2) разъяснение права обжалования официальной оговорки к высшему должностному лицу Службы безопасности Украины или в суд.
В законопроекте также прилагается статья 8-6, согласно которой Служба безопасности Украины при осуществлении контрразведывательной деятельности может негласно перемещать через государственную и таможенную границу Украины:
1) сотрудников Службы безопасности Украины и лиц, привлеченных к конфиденциальному сотрудничеству;
2) предметы, в том числе изъяты или ограниченные в гражданском обороте территории Украины, в частности образцы изделий или веществ.
Решение о проведении мероприятий принимает руководитель соответствующего центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны государственной границы, и/или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной таможенной дела, или уполномоченные ими лица в порядке, определенном законом и общими актами этих органов.
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.