«Гарантии безопасности могут быть включены в возможный мирный процесс»: о чем идет речь в Киевском договоре безопасности, который презентовал Андрей Ермак

15:22, 13 сентября 2022
В Офисе Зеленского презентовали проект Киевского договора безопасности: «Если Украина не получит уникальные и эффективные гарантии безопасности – которые должны быть заложены в мирный процесс по урегулированию конфликта – нет оснований полагать, что это не повторится».
«Гарантии безопасности могут быть включены в возможный мирный процесс»: о чем идет речь в Киевском договоре безопасности, который презентовал Андрей Ермак
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

13 сентября Глава Офиса Президента Андрей Ермак и бывший Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в Киеве презентовали рекомендации по гарантиям безопасности для Украины, разработанные по поручению Президента Владимира Зеленского.

В рекомендациях говорится о Киевском договоре безопасности – совместном документе о стратегическом партнерстве, который объединит Украину и государства-гаранты. Договор будет состоять из совместного документа о стратегическом партнерстве, подписанного государствами-гарантами и Украиной, а также двусторонних соглашений между Украиной и государствами-гарантами.

Гарантии безопасности будут определять ряд обязательств, взятых группой гарантов вместе с Украиной. Они должны быть обязательными для выполнения на основе двусторонних соглашений, но объединены в рамках совместного документа о стратегическом партнерстве под названием Киевский договор безопасности.

Договор объединит основную группу стран-союзников и Украину. Эта группа стран-гарантов может включать США, Великобританию, Канаду, Польшу, Италию, Германию, Францию, Австралию, Турцию, а также страны Северной Европы и Балтии, Центральной и Восточной Европы.

По замыслу авторов, широкая группа международных партнеров, включая Японию и Южную Корею, также должна поддержать набор гарантий невоенного характера, основанных на санкциях.

«Он будет включать пакет санкций, которые будут автоматически повторно применяться в случае новой российской агрессии. Необходимо разработать законодательную базу, которая позволит органам власти конфисковать собственность агрессора, его суверенные фонды и резервы, а также активы граждан и организаций, находящихся в списке санкций. Собранные средства должны быть направлены на восстановление ущерба, нанесенного Украине войной.

Пакет гарантий может быть дополнен дополнительными соглашениями, касающимися конкретных вопросов. Например, договором (договорами) между Украиной и странами-производителями средств противовоздушной и противоракетной обороны с целью поставки Украине современных и эффективных систем ПВО и ПРО в достаточном количестве для обеспечения закрытия неба от атак с воздуха.

Кроме того, пакет гарантий может включать в себя региональные соглашения по безопасности в Черном море с Турцией и другими прибрежными государствами, такими как Румыния и Болгария», - говорится в проекте.

Ожидается, что основная группа союзников возьмет на себя четкие обязательства по поддержке Вооруженных Сил Украины, а более широкая группа предоставит невоенные гарантии, построенные вокруг санкционных механизмов.

«Если Украина не получит уникальные и эффективные гарантии безопасности – которые должны быть заложены в мирный процесс по урегулированию конфликта – нет оснований полагать, что это не повторится.

Членство в НАТО и ЕС значительно укрепит безопасность Украины в долгосрочной перспективе. Однако Украина нуждается в гарантиях безопасности уже сейчас.

В промежуточный период Украине нужны жесткие гарантии безопасности. Они будут поступать преимущественно – хотя и не исключительно – из стран НАТО.

Гарантии не должны заставлять Украину ограничивать численность или мощь своих вооруженных сил. Они также не должны быть элементом обмена на определенный статус, как нейтралитет, или налагать на Украину другие обязательства или ограничения. С этими гарантиями Украина сохранит свою возможность обеспечить свою самооборону. Их цель – укрепление территориальной целостности, суверенитета и политической независимости Украины в ее международно-признанных границах», - отмечается в документе.

«Гарантии безопасности должны быть постоянными, чтобы помочь построить способность Украины к самообороне на долгосрочную перспективу, и масштабируемыми, чтобы постоянно адаптироваться к потребностям и отражать текущий уровень угрозы.

Хотя они могут быть включены в возможный мирный процесс, они должны быть согласованы и реализованы в кратчайшие сроки.

Это продемонстрирует единство международного сообщества с Украиной, последовательность и усиление нынешних усилий, включая в рамках формата Рамштайн, - подчеркивают авторы.

Чтобы избежать недостатков слабых гарантий, Украина потребует:

  • Гарантии безопасности должны быть юридически и политически обязывающими. Гаранты будут брать на себя обязательные для выполнения обязательства через совместный документ о стратегическом партнерстве, который будет обязательным для выполнения договором между ними.
  • В дополнение к общему документу гаранты должны брать на себя долгосрочные и двусторонние правовые и политические обязательства перед Украиной как на уровне исполнительной власти (правительств), так и на уровне соответствующих законодательных органов (парламентов).
  • Гарантии безопасности должны четко обязывать гарантов обеспечения самообороны Украины. Это означает создание параметров для широкого спектра ответов и не должно исключать никакой формы поддержки для обеспечения самообороны Украины.
  • Некоторые из этих гарантий будут бессрочными и длительными: они будут включать обучение и тренировки, инвестиции и сотрудничество в области обороны, а также поставки оружия.
  • В случае агрессии в совместном документе должны быть изложены расширенные обязательства гарантов использовать все элементы их национальной и коллективной силы и принимать соответствующие меры – которые могут включать дипломатические, экономические и военные средства – чтобы дать Украине возможность остановить агрессию, восстановить суверенитет, обеспечить свою безопасность, военное превосходство и способность сдерживать врагов и самостоятельно защищаться от любой угрозы.
  • Территориальная сфера охвата гарантий распространяется на всю территорию в пределах международно признанных границ Украины. Расширенные гарантии в случае новой агрессии должны применяться в случае, если Украина подвергается нападению на своей территории в пределах международно признанных границ.
  • В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 377A(V) «Объединяясь ради мира», гаранты должны пытаться заручиться поддержкой ООН, вероятнее всего через ГА ООН, в следующие временные рамки. В то же время, все положения о гарантиях безопасности будут подпадать под международно-правовую норму об индивидуальной и коллективной самообороне (статья 51 Устава ООН: «Данный Устав никоим образом не затрагивает неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации.»).
  • Наконец, для достижения общей политической цели гарантий безопасности совместный документ о стратегическом партнерстве должен найти правильный баланс между конкретными положениями и обязательствами общего характера. Этого можно достичь, соединив основную часть общего документа с приложениями, в которых будет отображаться текущая оценка угроз.

МЕХАНИЗМЫ – КАК ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ

  • Триггеры гарантий должны базироваться на общей структуре оценки угроз: расширенные гарантии безопасности должны активироваться через механизм, который потребовал бы направления запроса от Украины в государства-гаранты в случае «вооруженного нападения или акта агрессии». Вместо подтверждения третьей стороны, такой как СБ ООН или Генеральная Ассамблея, должна сработать определенная степень автоматизма, когда гаранты будут коллективно консультироваться с Украиной.
  • Процесс принятия решений должен основываться на принципе коллективных консультаций с последующим индивидуальным сотрудничеством. По запросу Украины, гаранты должны будут собраться для коллективных консультаций в течение очень короткого времени (например, 24 часа) и принять решение об активации расширенных гарантий в составе коалиции стран, готовых присоединиться (например, в течение 72 часов).
  • Гарантии должны предоставляться на бессрочной основе. Тем не менее, гаранты должны создать механизм для коллективных встреч гарантов, оценок и пересмотра существующих гарантий, чтобы соблюдать их содержательность и актуальность – и, если необходимо, их корректировку в соответствии с характером и уровнем угрозы.
  • Украина и государства-гаранты должны создать постоянный и непрерывный механизм мониторинга угроз и вызовов безопасности, а также информировать друг друга о военной деятельности, обучении и маневрах. Для этого Украина и гаранты должны создать механизм сбора, обмена, обработки и анализа разведывательных данных, в том числе с целью выявления подготовки к вооруженной агрессии на ранних этапах.

Международные санкции должны стать дополнительным уровнем комплекса гарантий безопасности в случае агрессии. Санкции должны сбалансировать конкретные элементы, оставляя достаточно пространства для маневра, чтобы не раскрыть агрессору всю стоимость какого-либо предстоящего нападения на Украину.

Несмотря на описанный ниже механизм санкций, гаранты должны воздерживаться от отмены санкций против России, согласованных с 2014 года, пока Москва: а) не прекратит агрессию против Украины; б) не гарантирует, что в будущем не нападет на Украину; в) не компенсирует Украине ущерб, нанесенный во время вторжения.

Любое решение об отмене или временной приостановке санкций в рамках переговоров по мирному урегулированию должно приниматься в тесной координации с Украиной. Соглашение о гарантиях безопасности должно содержать положение о реактивации санкций (snapback provisions) в случае новых атак или агрессии. При этом санкции следует сохранять до тех пор, пока Россия не перестанет угрожать суверенитету Украины.

Пакет санкций должен быть инициирован и реализован гарантами безопасности Украины в тесной координации с другими международными органами, такими как Группа семи и ЕС. Другие страны-единомышленники, поддерживающие санкции (например, Швейцария, Норвегия, Сингапур, Южная Корея, Австралия и другие), также должны быть приглашены присоединиться.

«Наконец-то следует согласовать меры, которые позволят конфисковать собственность агрессора, его суверенные фонды и резервы, а также активы его граждан и организаций, которые включены в список санкций. Затем эти активы могли бы быть проданы с целью направления средств на возмещение ущерба, нанесенного Украине войной», - говорится в проекте.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ростислав Москаль
    Ростислав Москаль
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Сергій Бурлаков
    Сергій Бурлаков
    член Вищої ради правосуддя, суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді
  • Олена Петренко
    Олена Петренко
    суддя Кіровоградського окружного адміністративного суду
  • Юлія Філонова
    Юлія Філонова
    суддя Сумського апеляційного суду