К кандидатам на руководителей НАБУ, НАПК, САП, ГБР и БЭБ установят новые требования и уточнят процедуру увольнения директора НАБУ

15:58, 5 сентября 2022
Законопроект, которым в «Слуге народа» предложили уточнить требования к претендентам на занятие должностей директора НАБУ, председателя НАПК, руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, директоров ГБР и Бюро экономической безопасности, одобрен профильным Комитетом.
К кандидатам на руководителей НАБУ, НАПК, САП, ГБР и БЭБ установят новые требования и уточнят процедуру увольнения директора НАБУ
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Комитет Верховной Рады по организации государственной власти 5 сентября одобрил законопроект 7654 о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно унификации требований к руководителям отдельных государственных органов. Автором выступает председатель Комитета, народный депутат от «Слуги народа» Андрей Клочко. Его Комитет определен профильным по данному законопроекту.

Как отмечает председатель Комитета, «в целях усиления институциональной способности в вопросе противодействия коррупции, в течение 2014-2015 годов был принят ряд законов, предусматривавших создание специализированных антикоррупционных структур, таких как Национальное антикоррупционное бюро Украины, Специализированная антикорупционная прокуратура, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции,  а также Государственное бюро расследований.

Кроме того, с целью противодействия правонарушениям, посягающим на функционирование экономики государства, был принят соответствующий закон и создано Бюро экономической безопасности Украины».

«В то же время, несмотря на создание и деятельность соответствующих государственных органов, кардинальных изменений уменьшения уровня коррупции и экономической преступности не произошло.

Так, в 2014 году Украина начала антикоррупционную реформу с показателями индекса восприятия коррупции (CPI) в 26 баллов из 100 возможных и заняла 142 место среди 175 стран между Угандой и Коморскими островами. В то же время, по показателям CPI-2019, Украина получила 30 баллов и заняла 126 место в глобальном рейтинге (это же место занимают Кыргызстан, Азербайджан и Джибути). По результатам экспертного опроса «Шестая годовщина Майдана: экспертная оценка событий, последствий и уроков на будущее», проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива 7–19 ноября 2019 года среди 80 экспертов, 38 из опрошенных указали на отсутствие системной борьбы с коррупцией, как цель Майдана, которая не была достигнута. Еще 30 экспертов считали, что не произошло качественной «перезагрузки» системы власти и обновления принципов ее деятельности, прихода качественно новых элит и люстрации старых», - считает автор законопроекта.

«Одна из ключевых причин неспособности антикоррупционных институций продемонстрировать реальные результаты в борьбе с коррупцией – несовершенная процедура назначения руководителей соответствующих органов, несмотря на тот факт, что назначение на должность проводилось путем проведения конкурсного отбора. На должности в вышеупомянутые государственные органы необходимо назначать специалистов, которые соответствуют высоким профессиональным компетентностям, имеют необходимый опыт и независимы от политического влияния или влияния лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов). Кроме того, учитывая высокую общественную значимость органов, задействованных в противодействии коррупционным преступлениям и преступлениям, посягающим на функционирование экономики государства, целесообразно унифицировать и усилить требования к лицам, претендующим на руководство соответствующими органами», - отмечает автор законопроекта.

Задачей законопроекта является усовершенствование действующего законодательства в части унификации и повышения требований к лицам, претендующим на должность директора Национального антикоррупционного бюро Украины, Председателя Национального агентства по предотвращению коррупции, руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, директора Государственного бюро расследований, директора Бюро экономической безопасности а также унификации норм законодательства о прекращении полномочий лиц, занимающих указанные должности.

Проектом вносятся изменения в законы Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», «О предотвращении коррупции», «О прокуратуре», «О Государственном бюро расследований», «О Бюро экономической безопасности Украины», в части ужесточения требований к лицам, претендующим на занятие должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины, Председателя Национального агентства по предотвращению коррупции, руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, директора Государственного бюро расследований, директора Бюро экономической безопасности Украины.

В частности, среди новых формулировок требований к кандидату на Директора Национального антикоррупционного бюро, которые предлагаются законопроектом:

Возраст не менее 35 лет;

Высшее юридическое образование по степени не ниже специалиста, магистра;

Владеет государственным языком в соответствии с уровнем, определенным Национальной комиссией по стандартам государственного языка;

Владеет английским языком на уровне не ниже В2 в соответствии с Общеевропейскими рекомендациями по языковому образованию;

Не является членом ни одной политической партии;

Не является и не являлся членом организации, запрещенной законом или судом;

Обладает высокими моральными качествами и безупречной репутацией.

В частности, если сейчас высшим юридическим образованием во время конкурса в НАБУ считается образование, полученное в Украине (или на территории бывшего СССР до 1 декабря 1991) по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра, а также высшее юридическое образование по соответствующему образовательно-квалификационному уровню, полученное в иностранных государствах, то предлагается прописать, что высшим юридическим образованием для целей данного закона является образование, полученное в Украине (или на территории бывшего СССР до 1 декабря 1991 года) по образовательно-квалификационному уровню специалиста или степени магистра, а также высшее юридическое образование по соответствующей степени, полученное в иностранных государствах и признанное в Украине в установленном законом порядке.

Соответственно и стажем работы в области права является стаж работы лица по специальности после получения им высшего юридического образования по образовательно-квалификационному уровню специалиста или степени магистра, а также высшего юридического образования по соответствующей степени, полученной в иностранных государствах.

Также устанавливается, что не может быть назначено на должность Директора Национального бюро лицо, которое:

1) не отвечает требованиям, установленным частью 2 статьи 6 закона (гражданство, язык, образование, стаж работы и др. базовые требования – прим. ред.);

2) по решению суда признано недееспособным или дееспособность которого ограничена;

3) имеет судимость за совершение уголовного правонарушения, если такая судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке (кроме реабилитированного лица);

4) привлекалось на основании обвинительного приговора, вступившего в законную силу, к уголовной ответственности за совершение коррупционного уголовного правонарушения, уголовного правонарушения, связанного с коррупцией, и/или уголовной ответственности за совершение умышленного уголовного правонарушения;

5) лишено в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, права заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства, или занимать определенные должности;

6) в течение последнего года привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с коррупцией;

7) не прошло специальную проверку, предусмотренную Законом Украины «О предотвращении коррупции», или не дало согласие на ее проведение;

8) имеет задолженность по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;

9) не подало предусмотренную Законом Украины «О предотвращении коррупции» декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год;

10) имеет гражданство (подданство) иностранного государства;

11) не прошло проверку, предусмотренную Законом Украины «Об очищении власти», или подпадает под запрет, установленный Законом Украины «Об очищении власти»;

12) нарушало требования Закона Украины «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)» в части представления, соблюдения сроков подачи декларации о контактах;

13) в течение двух лет до подачи заявления на участие в конкурсе на должность Директора Национального бюро, независимо от продолжительности, входило в состав руководящих органов политической партии или находилось в трудовых или иных договорных отношениях с политической партией (в настоящее время относительно политической нейтральности прописано так: «Не может быть назначено на должность Директора Национального бюро лицо, которое в течение двух лет до подачи заявления на участие в конкурсе на занятие этой должности, независимо от продолжительности, входило в состав руководящих органов политической партии или находилось в трудовых или иных договорных отношениях с политической партией»).

Дополнения закона в части оснований для увольнения директора НАБУ касаются:

  • истечения срока полномочий;
  • привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с коррупцией;
  • приобретения не только гражданства, но и подданства иностранного государства;
  • наличия задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которого превышает сумму соответствующих платежей за 6 месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению (сейчас – 12).

Также определено, что лицо, претендующее на участие в конкурсе, представляет в определенный в объявлении срок сведения о наличии или отсутствии судимости, наложении административного взыскания за совершение правонарушения, связанного с коррупцией, а также другие сведения, предусмотренные статьей 6 Закона о НАБУ. 

Ниже приводим сравнительную таблицу.

Автор: Вячеслав Хрипун

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики