Будущие водители смогут сами изучать теорию без автошколы: Верховная Рада готовится принять закон

07:18, 30 августа 2022
Кроме того, что будущие водители смогут не учить теорию в автошколе, Рада планирует ввести админответственность в сфере подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами.
Будущие водители смогут сами изучать теорию без автошколы: Верховная Рада готовится принять закон
Источник фото: mukachevo.net
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

29 августа в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления о принятии за основу законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по введению административной ответственности в сфере подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами» № 7354. Проект был внесен еще 6 мая 2022 года.

Так, предлагается определить, в частности, то, что лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующей категории или типа, может пройти самоподготовку в соответствии с типовой учебной программой.

«Теоретический экзамен сдается лицом, прошедшим соответствующую подготовку в аккредитованном заведении или самостоятельно овладевшим содержанием типовой учебной программы», - указано в предлагаемых изменениях к статье 15 Закона «О дорожном движении».

Порядок подготовки (самоподготовки), переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств будут определяться Кабинетом Министров Украины.

Следует отметить, что Главное научно-экспертное управление ВР уже высказало уместные замечания по такой норме.

«В целом, не отрицая возможности введения самоподготовки как формы изучения норм и правил дорожного движения в части теории, следует отметить, что из содержания предписаний обновленной ст. 15 Закона можно сделать вывод о распространении самоподготовки как на овладение теоретическими знаниями, так и на получение практических навыков.

По нашему мнению, приведенные выше предписания проекта целесообразно доработать в части определения предмета самоподготовки, которая должна относиться исключительно к теоретической части – знание требований и норм правил дорожного движения.

Кроме того, возникают определенные сомнения в возможности введения самоподготовки, например, для водителей таких транспортных средств, как колесные тракторы, самоходные машины, сельскохозяйственная техника, автомобили с прицепами или полуприцепами, и предназначенные для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, автобусы, трамваи и троллейбусы. Возникает также вопрос: существуют ли ограничения на самоподготовку в части управления соответствующими транспортными средствами? Поэтому, по нашему мнению, законом должны определяться конкретные категории транспортных средств, по которым может осуществляться самоподготовка.

Логично также задать вопрос о наличии и доступности для широкой общественности необходимых учебных материалов для обеспечения надлежащего качества самоподготовки», - отмечает ГНЭУ.

Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности на заседании 29 августа рассмотрел этот проект и рекомендовал принять его за основу.

Как отмечается, проект разработан с целью введения административной ответственности за нарушение должностными лицами заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств и должностных лиц, в частности территориальных сервисных центров Министерства внутренних дел Украины, во время проведения государственной аккредитации таких заведений (автошкол), аттестации их специалистов и допуска лиц к управлению транспортными средствами (принятие теоретического и практического экзаменов, оформление или выдача водительского удостоверения)».

Также этим законопроектом «совершенствуется государственный контроль в сфере подготовки и допуска водителей для уменьшения коррупционных рисков при подготовке, переподготовке и повышении квалификации, проведении государственной аккредитации заведений (автошкол), сдаче теоретических и практических экзаменов».

Для достижения указанной цели законопроект предлагает:

  • дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новой статьей 127-3, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей;
  • дополнить КоАП новой статьей 127-4, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка государственной аккредитации заведений, проводящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей, аттестации их специалистов и порядка приема экзаменов для получения права управления транспортными средствами, оформления или выдачи удостоверения водителя;
  • изменениями в статьи 255, 221, 222 КоАП предлагается предоставить право составлять протоколы по указанным выше статьям уполномоченным лицам органов Национальной полиции, а обязанность рассматривать соответствующие дела возложить на должностных лиц Национальной полиции и на районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (судей) в случае повторного совершения таких правонарушений в течение года.

В ходе обсуждения законопроекта народные депутаты Украины – члены Комитета поддержали идею законопроекта, но вместе с тем обратили внимание, что его отдельные положения нуждаются в доработке при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

Ниже приводим сравнительную таблицу.

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики