Как уже писала «Судебно-юридическая газета», Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №7688, которым предлагается бороться с переполненностью следственных изоляторов, ограничить срок содержания под стражей во время судебного разбирательства, ввести залог за подозреваемого или обвиняемого в рассрочку и т. д.
Также, по мнению Минюста, нужно убрать такой вид наказания, как ограничение свободы. Наказание в виде ограничения свободы заменяется новым видом наказания в виде пробационного надзора.
В соответствии со статьей 61 УК в редакции предлагаемого Минюстом законопроекта пробационный надзор заключается в ограничении прав и свобод осужденного, направленных на его исправление и предотвращение совершения новых правонарушений, без изоляции осужденного от общества, предотвращении совершения им новых правонарушений, сроком от 1 до 5 лет и как дополнительное наказание может применяться сроком от одного до 3 лет. При этом в случае назначения пробационного надзора как дополнительного наказания к наказанию в виде штрафа его срок не может превышать одного года.
На лицо, осужденное к наказанию в виде пробационного надзора, могут быть возложены обязанности судом или уполномоченным органом пробации. В частности, судом может быть возложена обязанность носить средство электронного контроля и проживать по указанному в решении суда адресу.
Убрать ограничение свободы и ввести пробационный надзор предлагается в частности по таким преступлениям, как:
Как определено в законопроекте, со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины по обеспечению эффективной работы пенитенциарной системы в условиях военного положения» осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, неотбытую часть наказания нужно заменить на наказание в виде пробационного надзора.
«На сегодняшний день в Украине фактически не созданы учреждения открытого типа – исправительные центры, которые действительно отвечали бы требованиям этого вида наказания, как альтернативного лишению свободы. По своему техническому оборудованию, архитектуре (заборы сплошного заполнения, башни, колючая проволока, инженерно-технические средства охраны, локальные сектора) и организации деятельности эти учреждения почти не отличаются от исправительных колоний минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания.
Кроме того, лица, осужденные к наказанию в виде ограничения свободы, имеют фактически такие же права, как и осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания и участках социальной реабилитации исправительных колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания и исправительных колоний среднего уровня безопасности (могут носить гражданскую одежду; иметь при себе портативные персональные компьютеры и аксессуары к ним, деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения; имеют право получать краткосрочные свидания без ограничения, а длительные свидания - до трех суток один раз в месяц).
Однако в УИК нет никаких положений, регламентирующих порядок содержания осужденных к ограничению свободы в зависимости от тяжести преступлений. Так, осужденные за проступки и нетяжкие преступления, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена в порядке статьи 82 УК более мягким в виде ограничения свободы, отбывают наказание в одном исправительном центре. Отсутствуют ограничения относительно раздельного содержания осужденных, ранее работавших в суде, органах прокуратуры, юстиции, правоохранительных органах, что существенно влияет как собственно на процесс исполнения и отбывания наказания, так и на процесс исправления и ресоциализации таких лиц», - указывает Минюст в своих пояснениях к законопроекту.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.