25 июля стало известно, что на должность судьи Конституционного Суда Украины в ближайшие дни могут назначить народного депутата от «Слуги народа» Ольгу Совгирю.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Ольга Совгиря претендовала в КСУ и получила рекомендацию Комитета Верховной Рады еще полтора года назад. Однако парламент так и не приступил к ее назначению. И дело вовсе не в профессиональных или личных качествах г-жи Совгири, а в том, какие требования ставят перед Украиной международные партнеры. Но обо всем по порядку.
За время каденции Владимира Зеленского парламент назначил только одного судью КСУ по своей квоте.
Как сообщала «Судебно-юридическая газета», 18 февраля 2021 года Верховная Рада избрала судьей Конституционного Суда Украины адвоката и представителя научного сообщества Виктора Кичуна. Рекомендовал избрать В. Кичуна на должность судьи КСУ представитель Президента Владимира Зеленского в Конституционном Суде Федор Вениславский.
Однако с тех пор осталась незаполненной еще одна вакансия по квоте парламента, вместо уволенного экс-главы КСУ Станислава Шевчука.
Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики еще 3 февраля 2021 года рекомендовал парламенту рассмотреть несколько кандидатур на должность судьи Конституционного Суда. Всего на конкурс в КСУ подали документы пять кандидатов от разных политических фракций и групп. Все они получили рекомендации Комитета.
Фаворитом являлась кандидат от «Слуги народа», представитель ВР в Конституционном Суде Ольга Совгиря, известная также публичной критикой деятельности действующего состава Конституционного Суда.
Впрочем, юридически Верховная Рада столкнулась с одной «загвоздкой», на которую обратила внимание и Венецианская комиссия.
Дело в том, что сейчас в Законе о КСУ прописано, что судьей Конституционного Суда не может быть назначено на должность лицо, которое на день назначения:
1) является членом или занимает должность в политической партии, другой организации, имеющей политические цели, или участвует в политической деятельности;
2) избрано на выборную должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления, имеет представительский мандат;
3) участвует в организации или финансировании политической агитации или иной политической деятельности.
То есть, народный депутат не может быть назначен на должность судьи КСУ, не сдав предварительно свой мандат, поскольку это противоречит критерию политической нейтральности.
22 марта 2021 года Венецианская комиссия обнародовала свое заключение на законопроект 4533 о конституционной процедуре. В частности, она раскритиковала норму, которой было предложено разрешить действующим депутатам претендовать в Конституционный Суд, и рекомендовала выбирать судей КСУ с участием международных экспертов, повторив тезисы своего предыдущего заключения.
Одним из предложений законопроекта 4533 было позволить действующим депутатам, претендующим на кресло судьи Конституционного Суда, не сдавать свой представительский мандат народного депутата перед назначением на должность судьи.
Так, из статьи 11 Закона «О Конституционном Суде Украины», которая регулирует требования к судье Конституционного Суда, предлагалось убрать запрет для действующих депутатов быть назначенными судьей КСУ.
По мнению замглавы Комитета, народного депутата от «Слуги народа», представительницы парламента в КСУ Ольги Совгири, как она ранее комментировала «Судебно-юридической газете», «зрады» в этом нет (подробнее тут).
Но у Венецианской комиссии было другое мнение.
«Эта поправка даст возможность назначать активного члена правительства или парламента. Это противоречило бы цели статьи 11 (3), требующей политического нейтралитета для судей Конституционного Суда.
Венецианская комиссия рекомендует исключить пункт 6 (5) (d) Законопроекта «Заключительные положения» 4533 и строго соблюдать запрет на назначение активных членов парламента судьями Конституционного Суда», - подчеркивается в Заключении ВК.
«Вместо этого положения Комиссия рекомендует реализовать – возможно, в отдельном законодательстве – свою рекомендацию из неотложного заключения CDL-AD (2020) 029 о создании контрольного органа с международным компонентом для кандидатов в Конституционный Суд.
В своем срочном заключении CDL-AD (2020) 039 Венецианская комиссия рекомендовала создать «орган по отбору кандидатов на должность судьи Конституционного Суда с международным компонентом, который мог бы включать международных экспертов по правам человека и участие гражданского общества, чтобы гарантировать моральные и профессиональные качества кандидатов», - подчеркивает Венецианская комиссия в своем заключении.
Еще одна попытка
Уже после такого вывода Венецианской комиссии, 15 апреля 2021 года Верховная Рада приняла законопроект 4535 «о старостах», где ко второму чтению нардеп Даниил Гетманцев внес специальную правку, позволяющую действующему депутату стать судьей Конституционного Суда без предварительного сложения мандата, что, очевидно, противоречило выводу Венецианской комиссии.
Впрочем, 3 июня 2021 года Офис Президента сообщил, что Владимир Зеленский ветировал данный Закон о «старостах» (законопроект №4535).
«Статью 11 Закона «О Конституционном Суде Украины» предложено изложить в новой редакции, что не обеспечивает соблюдение принципа политической нейтральности судей КС, ведь из закона исключаются положения, которые фактически раскрывают составляющие такой нейтральности.
Исключение этих положений создает почву для произвольной трактовки того, соответствует ли тот или иной кандидат на должность судьи КС указанным требованиям.
В то же время политическая нейтральность - это составная независимости судей, которая является неотъемлемым элементом закрепленного Конституцией Украины принципа верховенства права (часть первая статьи 8 Основного Закона).
Следовательно, такие изменения в законодательство нарушают Конституцию и принцип независимости деятельности КС. Учитывая это, Президент Владимир Зеленский предлагает парламенту исключить из Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно развития института старост» пункт о внесении изменений в Закон «О Конституционном Суде Украины», - сообщил Офис Президента.
Таким образом, перед тем, как претендовать в КСУ, Ольге Совгире необходимо будет, как минимум, сложить депутатский мандат.
А как же рекомендации Еврокомиссии
Но даже при таком условии возникает еще один - и очень весомый вопрос - о соблюдении требований Венецианской комиссии об отборе судей КСУ с участием «международников».
Напомним, в Заключении Еврокомиссии по поводу предоставления Украине статуса кандидата в ЕС сказано, что Украине следует принять и внедрить законодательство о порядке отбора судей Конституционного Суда Украины, включая процесс предварительного отбора на основе оценки их добропорядочности и профессиональных качеств, в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.
Буквально это означает введение в процедуру отбора судей КСУ международных экспертов, какую бы реформу с собственным видением ни планировали в Верховной Раде.
(Подробнее о том, что сказано в выводе Еврокомиссии и Венецианской комиссии можно прочитать по ссылке)
В свою очередь, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Андрей Костин рассказал, что в настоящее время идет активная работа над законопроектом, которым предполагается изменить процедуру отбора судей Конституционного Суда Украины.
Соответствующее заявление глава правового Комитета сделал 21 июля во время онлайн-конференции, посвященной 25 годовщине имплементации Украиной Европейской конвенции по правам человека.
«Мы готовимся внести законопроект, касающийся новых правил отбора судей Конституционного Суда. В этом вопросе мы будет сотрудничать с Венецианской комиссией ради того, чтобы правила отбора судей КСУ отвечали ожиданиям как украинского общества, так и наших международных партнеров», - рассказал Андрей Костин.
По словам народного депутата, сейчас обсуждается вариант создания специальной Этической комиссии, которая будет состоять из трех международных экспертов (их будет рекомендовать Венецианская комиссия) и трех представителей Украины.
Данная Этическая комиссия будет осуществлять проверку кандидатов в Конституционный Суд Украины по тому же принципу, как это в настоящий момент делает Этический совет по проверке на добропорядочность кандидатов на должности членов Высшего совета правосудия.
При этом для того, чтобы сделать работу Конституционного Суда эффективной уже сейчас, до момента создания новой специальной Этической комиссии, временно функцию проверки кандидатов на должности судей КСУ планируется возложить на уже действующий Этический совет по проверке кандидатов в Совет правосудия.
Также отметим, что ранее с участием международных экспертов в Украине отбирали судей Высшего антикоррупционного суда, а в настоящее время с их участием идет отбор членов Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей.
В целом, Венецианская комиссия по запросу Владимира Зеленского и парламента сделала целых три вывода по ситуации с Конституционным Судом Украины. В каждом из них более чем четко прописана рекомендация создать конкурсную комиссию для отбора судей КСУ при участии международных экспертов. С какого момента Украина должна неукоснительно следовать такой рекомендации, пока неясно.
Автор Наталья Мамченко.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.