В Верховной Раде зарегистрирован законопроект 7571 о внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины.
Как отмечают авторы, в условиях военного вторжения в Украину крайне остро встала «проблема недостаточности уголовно-правовых норм, подлежащих применению в условиях войны».
«Верховной Радой Украины за период около трех месяцев, начиная с 24 февраля 2022 года, было принято 12 законов, направленных на регулирование уголовно-правовых отношений во время действия правового режима военного положения. Однако такая законодательная практика обусловила проблему разработки и принятия не всегда качественного законодательства, что содействовало созданию коллизий и противоречий в применении норм Уголовного кодекса Украины.
Это, в частности, и сложность разграничения правонарушений, предусмотренных разными статьями Уголовного кодекса Украины, и отсутствие единства терминологического аппарата, и несоответствие установленного наказания принципу пропорциональности назначения наказания, отраженного в статье 65 УК Украины.
В то же время принцип юридической определенности требует, в частности, чтобы точность и ясность всех терминов и терминологических конструкций, содержащихся в Уголовном кодексе Украины, исключала его неоднозначное понимание и применение. Ведь в УК должны быть определены максимально четкие границы уголовно противоправного поведения. Учитывая приведенное с целью устранения неоднозначности при применении положений УК Украины и обеспечения ясности, точности, четкости и непротиворечивости норм УК Украины возникла необходимость в подготовке данного законопроекта», - указывают авторы.
Итак, законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Украины и:
исправить «ошибку об установлении наказания за незаконченное уголовное правонарушение в виде пожизненного лишения свободы за преступление (ст. 114-2 УК Украины), за которое оно не предусмотрено, и соответственно не может быть назначено и за приготовление к этому преступлению и совершение покушения на него»;
исправить несоответствие между нормами Закона Украины "О применении амнистии в Украине" и ст. 86 Уголовного кодекса Украины о возможности применения амнистии к лицам, осужденным за преступления против основ национальной безопасности Украины, и исключить положения о возможности применять амнистию к лицам, признанным виновными в совершении государственной измены и/или диверсии;
более верно разграничить составы преступлений, предусмотренных ст. 114 УК Украины «Шпионаж» и 114-2 УК Украины «Несанкционированное распространение информации о направлении, перемещении оружия, вооружении и боевых припасах в Украину, движении, перемещении или размещении Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, совершенное в условиях военного или чрезвычайного положения»;
расширить возможность суда назначать наказание за диверсию в пределах от тринадцати до пятнадцати лет лишения свободы для соблюдения принципа пропорциональности, отраженного в тс. 65 УК Украины;
более верно разграничить составы преступлений, предусмотренных ст. 201-2 УК Украины и 191 УК Украины "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением", исключив из ст. 201-2 УК Украины слова "в целях получения прибыли";
унифицировать терминологию, используемую в тексте в. 201-2 УК Украины с терминами, используемыми в Законе Украины «О гуманитарной помощи» и Законе Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», к которым отсылают нормы настоящей статьи УК Украины;
заменить в ст. 345 УК Украины «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа» и ст. 350 УК Украины «Угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, исполняющего общественный долг» понятие «близкий родственник», «близкие» унифицированным понятием «близкие лица»;
перенести отдельные составы уголовных правонарушений, определенных в ст. 435-1 УК Украины «Оскорбление чести и достоинства военнослужащего, угроза военнослужащему» относительно угрозы военнослужащему статьям 345, 350 УК Украины, а ст. 435-1 УК исключить;
предусмотреть установление более мягкой ответственности за несанкционированное вмешательство в работу информационных (автоматизированных), электронных коммуникационных, информационно-коммуникационных систем, электронных коммуникационных сетей (ч. 1 ст. 361 УК Украины), поскольку такое правонарушение без создания каких-либо последствий не причиняет существенного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству и т.п.
Кроме того, предлагается внести изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины и предусмотреть исключение ссылки на статью 435-1 Уголовного кодекса Украины в статье 216 УПК об определении подследственности уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 435-1 УК Украины.
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.