Ранее «Судебно-юридическая газета» подробно разбирала закон о конфискации активов лиц, которые способствуют российской агрессии и пропаганде (детали по ссылке).
Так, 12 мая Верховная Рада приняла Закон «О повышении эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц» с предложениями Президента Владимира Зеленского (законопроект 7194).
Санкция в виде взыскания в доход государства активов, принадлежащих физическому или юридическому лицу, а также активов, в отношении которых такое лицо может прямо или опосредованно (через другие физические или юридические лица) совершать действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими, может быть применена и к лицам, которые «в значительной степени способствовали» созданию угрозы нацбезопасности другим лицам, в том числе резидентам в понимании Закона «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и его резидентов».
Среди оснований для применения санкции в виде взыскания активов указывается, среди прочего, информационное содействие врагу.
К примеру, это может происходить через разжигание ненависти к государственному языку или национальной идентичности.
Так, в законе указаны, в частности, такие основания для взыскания активов:
Под публичными действиями понимаются действия, адресованные неопределенному кругу лиц, в частности, в сети Интернет или с помощью средств массовой информации.
При наличии оснований и условий, указанных выше, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции, обращается в Высший антикоррупционный суд с заявлением о применении к соответствующему физическому или юридическому лицу санкции - взыскания имущества или активов, в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины.
При этом для лица, чьи активы будут конфисковывать в доход государства установлены очень жесткие условия. К примеру, 2 дня дается на отзыв, не допускается остановка производства, неявка не мешает рассмотрению дела, апелляционная инстанция пересматривает дело за 5 дней, кассационное обжалование не предусмотрено и пр.
В статье 20 Кодекса административного судопроизводства добавлено исключение, что дела о применении санкции, предусмотренной пунктом 1-1 ч. 1 статьи 4 Закона «О санкциях» подсудны не админсудам, а Высшему антикоррупционному суду.
Эти дела ВАКС рассматривает как суд первой инстанции. Апелляционная палата ВАКС пересматривает решения в апелляционном порядке. Кассационное обжалование решения АП ВАКС не предусмотрено.
В 2-дневный срок со дня получения искового заявления лицо, в отношении которого поставлен вопрос о применении взыскания активов в доход государства, имеет право подать отзыв на исковое заявление.
Не допускается остановка производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 статьи 236 КАСУ. То есть, ВАКС не остановит производство в случае заболевания участника дела, подтвержденного медицинской справкой, нахождения участника дела на срочной военной службе, назначения судом экспертизы, направления судебного поручения по сбору доказательств, рассмотрения типового дела и обнародования сообщения Верховного Суда об открытии производства по образцовому делу и пр.
Дело о применении санкции решается коллегией в составе трех судей ВАКС в течение 10 дней со дня поступления искового заявления в суд.
Неявка в судебное заседание участников дела и/или их представителей не препятствует рассмотрению искового заявления по существу и не может являться основанием для остановки сроков его рассмотрения, переноса заседания на другое время или дату или объявления перерыва в судебном заседании.
Апелляционная жалоба на решение ВАКС может быть подана стороной в Апелляционную палату в течение 5 дней со дня его провозглашения.
Рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется АП ВАКС в течение 5 дней со дня поступления апелляционной жалобы в суд.
Неявка участников дела и/или их представителей в судебное заседание не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы и не может являться основанием для остановки сроков ее рассмотрения, перенесения заседания на другое время или дату или объявления перерыва в судебном заседании.
Постановление Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не подлежит обжалованию.
Решение ВАКС о применении санкции в виде взыскания в день вступления в законную силу направляется Кабинету Министров для определения субъекта, порядка и способа его исполнения.
Кабинет Министров уполномочен поручить осуществление мер, связанных с временным управлением активами, подлежащими взысканию в доход государства центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему реализацию государственной политики в сфере выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Фонду государственного имущества Украины, военным администрациям и/или другим органам государственной власти, хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики.
Напомним, что ранее спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук заявил о лишении пророссийских СМИ аккредитации в Верховной Раде.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.