12 мая Верховная Рада приняла Закон «О повышении эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц» с предложениями Президента Владимира Зеленского (законопроект 7194).
Законом перечень санкций дополняется взысканием в доход государства активов, принадлежащих физическому или юридическому лицу, а также активов, в отношении которых такое лицо может прямо или опосредованно (через другие физические или юридические лица) совершать действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими. Для реализации это санкции (п. 1-1 части 1 статьи 4 Закона о санкциях) предусмотрена целая специальная процедура, о которой речь пойдет ниже.
Также «временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом» в Законе о санкциях заменили на «временное лишение права пользоваться и распоряжаться активами, принадлежащими физическому или юридическому лицу, а также активами, в отношении которых такое лицо может прямо или косвенно (через других физических или юридических лиц) совершать действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими».
Какие основания и к кому применят
Закон о санкциях дополняется статьей 5-1, которая дает достаточно широкий перечень оснований для взыскания активов физических или юридических лиц в доход государства.
Взыскание активов может быть применено и к лицам, которые «в значительной степени способствовали» созданию угрозы нацбезопасности другим лицам, в том числе резидентам в понимании Закона «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и его резидентов». То есть, способствовали, в том числе, и юрлицам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Украины на территории Украины.
Наложение на активы ареста, установление моратория или любых других обременений (запрета распоряжаться или пользоваться ими), а также нахождение таких активов в залоге не препятствует взысканию этих активов в доход государства.
Основаниями применения санкции и виде взыскания активов являются:
причинение существенного вреда национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины, в частности, но не исключительно путем:
существенное содействие совершению действий или принятию решений, указанных выше, в частности, но не исключительно, путем:
а) содействия вооруженной агрессии против Украины, оккупации/аннексии территории, которая в соответствии с Конституцией Украины входит в состав Украины, в частности:
выражение намерения и готовности использовать в будущем (в частности, при определенных обстоятельствах) законные вооруженные формирования для указанных целей;
предоставление государству-агрессору в пользование территории, гражданской или военной инфраструктуры (путей сообщения, военных и гражданских аэродромов и т.п.), помещений и территорий для размещения вооруженных формирований и техники (казарм, общежитий, военных полигонов, баз, центров боевой подготовки, лагерей и т.д.), гражданской, военной или специальной техники, иного движимого или недвижимого имущества;
необеспечение соблюдения установленных правил передвижения и/или пересечения государственной границы Украины;
снабжение/предоставление, хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, военной или специальной техники, других средств и орудий осуществления вооруженной агрессии против Украины, обеспечения ремонта таких средств и орудий;
б) финансирование или материально-техническое обеспечение деятельности государства-агрессора, связанной с вооруженной агрессией против Украины или оккупацией/аннексией ее территорий, в частности путем:
уплаты налогов, сборов в государственный бюджет государства-агрессора, если общая сумма таких платежей (кроме таможенных) за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает эквивалент 40 миллионов гривен для юридического и 3 миллионов гривен для физического лица, определенных по средневзвешенному официальному курсу Национального банка Украины за тот же период;
осуществление пожертвований, благотворительной, спонсорской помощи, иной безвозмездной передачи денежных средств или иного имущества в пользу органов государственной власти или военного управления государства-агрессора, юридических и физических лиц, совершающих действия или принимающих решения, указанные в пункте 1 части первой настоящей статьи, или которые осуществляют финансирование таких мер, если совокупная за год сумма таких средств или стоимость имущества составляет не менее 750 тысяч гривен по официальному курсу Национального банка Украины;
инвестирование в государственные облигации государства-агрессора, если совокупная за год сумма инвестирования составляет не менее 3 миллионов гривен по официальному курсу Национального банка Украины;
в) информационного содействия совершению действий или принятию решений, в частности путем организации, финансирования и непосредственного осуществления публичных действий, направленных на:
побуждение к вооруженной агрессии против Украины, геноцида Украинского народа, дискриминации по признаку гражданства Украины, совершение деяний, которые в соответствии с нормами международного права и/или законодательства Украины имеют признаки военных преступлений или преступлений против человечности;
оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии против Украины, оккупации территорий Украины, совершение действий, которые в соответствии с нормами международного права и/или законодательства Украины имеют признаки военных преступлений, геноцида или преступлений против человечности;
глорификацию лиц, осуществлявших вооруженную агрессию против Украины, представителей вооруженных формирований государства-агрессора, иррегулярных незаконных вооруженных формирований, вооруженных банд и групп наемников, созданных, подчиненных, управляемых и финансируемых государством-агрессором, а также представителей оккупационной администрации государства- государству-агрессору самопровозглашенных органов, узурпировавших выполнение властных функций на временно оккупированных территориях Украины;
поддержание политики государства-агрессора относительно непризнания права Украинского народа на самоидентификацию и самоопределение, искажение представления о самобытности Украинского народа и его стремление к независимости, реализуемое через распространение фальшивых идеологем, в основе которых лежит заведомо ложное и манипулятивное отождествление украинского патриотизма с человеконенавистническими идеологиями;
разжигание ненависти к Украинскому народу, его культуре, государственному языку, национальной идентичности.
Под публичными действиями понимаются действия, адресованные неопределенному кругу лиц, в частности, в сети Интернет или с помощью средств массовой информации.
При наличии оснований и условий, указанных выше, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции, обращается в Высший антикоррупционный суд с заявлением о применении к соответствующему физическому или юридическому лицу санкции - взыскания имущества или активов, в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины.
Кто подает заявление в ВАКС о взыскании активов
Изначально такое заявление о взыскании активов в Высший антикорсуд должно было подавать Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК). Однако после вето Президента Владимира Зеленского НАПК заменили на «центральный органом исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции». Конкретно такого органа в Украине пока нет. Возможно, им станет Минюст.
ВАКС слушает по КАСУ
Стоит обратить внимание, что для лица, чьи активы будут конфисковывать в доход государства установлены очень жесткие условия. К примеру, 2 дня дается на отзыв, не допускается остановка производства, неявка не мешает рассмотрению дела, апелляционная инстанция пересматривает дело за 5 дней, кассационное обжалование не предусмотрено и пр.
Так, в статье 20 Кодекса административного судопроизводства добавлено исключение, что дела о применении санкции, предусмотренной пунктом 1-1 ч. 1 статьи 4 Закона «О санкциях» подсудны не окружным админсудам, а Высшему антикоррупционному суду.
Эти дела ВАКС рассматривает как суд первой инстанции. Апелляционная палата ВАКС пересматривает решения в апелляционном порядке. Кассационное обжалование решения АП ВАКС не предусмотрено.
Сам КАСУ дополнен статьей Статья 283-1 «Особенности производства по делам о применении санкций»
Так. исковое заявление о применении санкции о взыскании имущества или активов, подается в Высший антикоррупционный суд и должно содержать, в частности, полное наименование (для юридических лиц) или имя (ФИО – для физических лиц) лица, к которому применяется санкция; если такие сведения известны – местонахождение (для юридических лиц) или место жительства или пребывания (для физических лиц); идентификационный код юридического лица; регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц), известные номера средств связи и адреса электронной почты;
обоснование наличия одного или нескольких оснований применения санкций, определенных Законом «О санкциях», и требования заявителя;
перечень имущества (активов), подлежащего взысканию в доход государства и пр.
В случае несоблюдения требований суд уведомляет об этом истца (госорган) и предоставляет ему срок, но не более 24 часов, для устранения недостатков. Невыполнение требований суда в установленный срок влечет возврат истцу искового заявления. Но возврат искового заявления не является препятствием для повторного обращения с ним в суд после устранения недостатков.
В 2-дневный срок со дня получения искового заявления лицо, в отношении которого поставлен вопрос о применении взыскания активов в доход государства, имеет право подать отзыв на исковое заявление.
Не допускается остановка производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 статьи 236 КАСУ. То есть, ВАКС не остановит производство в случае заболевания участника дела, подтвержденного медицинской справкой, нахождения участника дела на срочной военной службе, назначения судом экспертизы, направления судебного поручения по сбору доказательств, рассмотрения типового дела и обнародования сообщения Верховного Суда об открытии производства по образцовому делу и пр.
Дело о применении санкции решается коллегией в составе трех судей ВАКС в течение 10 дней со дня поступления искового заявления в суд.
Неявка в судебное заседание участников дела и/или их представителей не препятствует рассмотрению искового заявления по существу и не может являться основанием для остановки сроков его рассмотрения, переноса заседания на другое время или дату или объявления перерыва в судебном заседании.
Суд принимает решение в пользу той стороны, совокупность доказательств которой более убедительна по сравнению с совокупностью доказательств другой стороны.
По результатам рассмотрения искового заявления Высший антикоррупционный суд принимает решение о применении к физическому или юридическому лицу санкции, предусмотренной пунктом 1-1 части первой 4 Закона «О санкциях» (то есть, взыскания активов) или же об отказе в удовлетворении иска.
Копия решения ВАКС не позднее следующего дня после принятия направляется истцу и лицу, по которому ставился вопрос о применении санкции и публикуется на официальном веб-сайте Высшего антикоррупционного суда.
Апелляционная жалоба на решение ВАКС может быть подана стороной в Апелляционную палату в течение 5 дней со дня его провозглашения. Лица, не присутствовавшие при оглашении указанного решения, имеют право его обжаловать в течение 5 дней со дня публикации решения на официальном веб-сайте ВАКС.
Рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется АП ВАКС в течение 5 дней со дня поступления апелляционной жалобы в суд.
Неявка участников дела и/или их представителей в судебное заседание не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы и не может являться основанием для остановки сроков ее рассмотрения, перенесения заседания на другое время или дату или объявления перерыва в судебном заседании.
Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда пересматривает дело по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов и требований апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляцииной жалобы суд принимает одно из следующих решений:
об оставлении судебного решения без изменений, а жалобы – без удовлетворения;
об изменении судебного решения;
об отмене судебного решения и о принятии нового решения.
Постановление Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не подлежит обжалованию.
Копия постановления АП ВАКС не позднее следующего дня после принятия направляется сторонам на официальные электронные адреса (при их наличии) и публикуется на официальном веб-сайте Высшего антикоррупционного суда.
Как будут выполнять
Решение ВАКС о применении санкции в виде взыскания в день вступления в законную силу направляется Кабинету Министров для определения субъекта, порядка и способа его исполнения.
Кабинет Министров Украины уполномочен поручить осуществление мер, связанных с временным управлением активами, подлежащими взысканию в доход государства центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему реализацию государственной политики в сфере выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Фонду государственного имущества Украины, военным администрациям и/или другим органам государственной власти, хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики.
Также согласно закону обеспечение реализации санкции в виде блокирования активов осуществляется соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими субъектами в пределах предоставленных им полномочий.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции (орган, который пока не определен - прим. ред.), принимает меры по выявлению и розыску активов физических и юридических лиц, указанных в решениях СНБО.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции, вправе привлекать к выявлению и розыску таких активов другие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы обеспечивают содействие центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции, в выявлении и розыске соответствующих активов в пределах прав и возможностей, предоставленных им законодательством, регулирующим статус и организацию их деятельности.
В случае обнаружения незаблокированных активов центральный орган исполнительной власти обращается в соответствующие органы и/или к должностным лицам с требованием совершить действия, направленные на временное лишение соответствующих лиц права использовать и распоряжаться этими активами. Такое требование обязательно и подлежит немедленному исполнению.
Защита и гарантии безопасности лиц, уведомивших об активах
Физические лица, уведомившие центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции, об активах, а также их близкие лица находятся под защитой государства.
Запрещено раскрывать любую информацию о них, кроме случаев, установленных законом.
При наличии угрозы жизни, жилью, здоровью и имуществу изобличителей правоохранительными органами к ним могут быть применены правовые, организационно-технические и другие направленные на защиту от противоправных посягательств меры, предусмотренные Законом «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве».
Изобличители не несут юридической ответственности за уведомление, распространение указанной в сообщении информации, несмотря на возможное нарушение таким уведомлением своих служебных, гражданских, трудовых или других обязанностей или обязательств. Такое уведомление не может рассматриваться как нарушение условий конфиденциальности, предусмотренных гражданским, трудовым или другим договором (контрактом).
Физическое лицо, уведомившее об активах освобождается от гражданско-правовой ответственности за имущественный и/или моральный ущерб, причиненный вследствие совершения уведомления, кроме случая совершения заведомо ложного сообщения.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.