Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 30 июня рекомендовал принять во втором чтении и в целом законопроект Владимира Зеленского о проверке добропорядочности членов Высшего совета правосудия и кандидатов в ВСП 5068.
Его планируют рассмотреть в июле, возможно, на одном из внеочередных заседаний.
Послы «Большой семерки» в Твиттере уже указали, что с нетерпением ожидают его принятия.
Стоит отметить, что основным предметом дискуссии, как и в случае с законопроектом о возобновлении работы ВККС 3711-д, было то, насколько затрагивается суверенитет Украины. Ведь речь идет о ключевом органе судебной ветви власти – Высшем совете правосудия, оценивать членов которого будут, в том числе, представители международных партнеров Украины.
29 июня во время рассмотрения 3711-д, напомним, пленарным залом была поддержана ранее отклоненная Комитетом поправка главы Комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики Анастасии Радиной, которой решающий голос при голосовании в Конкурсной комиссии по избранию ВККС отдают именно «международникам».
А 30 июня Анастасия Радина вместе с ее первым заместителем Ярославом Юрчишиным представили свои поправки к законопроекту о реформе Высшего совета правосудия на заседании Комитета ВР по вопросам правовой политики.
Впрочем, основные поправки о решающем голосе международников, в отличие от 3711-д, уже заложены в проект 5068, который вышел из Комитета.
Так, согласно учтенной подкомитетом поправке 660, поданной главой Комитета Андреем Костиным:
«Рішення Етичної ради ухвалюється більшістю голосів від присутніх членів, за умови, що воно підтримано двома голосами запропонованих міжнародними та іноземними організаціями членів.
У разі однакової кількості голосів «за» і «проти» проводиться повторне голосування.
У разі однакової кількості голосів «за» і «проти» під час повторного голосування голоси членів Етичної ради, з яких принаймні двоє запропоновані міжнародними та іноземними організаціями, є вирішальними».
Какие правки предложили антикоррупционеры
Ярослав Юрчишин отметил, что если будет поддержана концепция, предложенная подкомитетом, «есть шанс на плодотворную работу». Он подчеркнул, что большинство его правок учтены подкомитетом.
Однако он также хотел бы, чтобы были учтены следующие поправки (отметим, что согласно таблице, подготовленной подкомитетом, нижеуказанные поправки учтены частично):
266 – предоставление возможности быть кандидатами в состав Этического совета не только судьям, судьям в отставке, но и судьям Конституционного Суда Украины в отставке и судьям Европейского суда по правам человека, если они предложены РСУ;
278 – касается формулировки, кто из международников имеет право предложить своих кандидатов (трех человек в Этическую комиссию предлагают международные организации, которые в соответствии с международными или межгосударственными соглашениями в течение последних 5 лет предоставляют Украине международную техническую помощь в сфере судебной реформы и/или предотвращения и противодействия коррупции. Такие международные организации согласовывают предложение общего списка кандидатов);
285 – прописывается, что кандидатами на должность члена Этического совета от судейского корпуса могут быть только те судьи или судьи в отставке, которые успешно прошли квалификационное оценивание;
327 – председатель ВСП назначает и публикует персональный состав Этического совета не позднее пяти дней со дня получения списков кандидатов, предоставленных субъектами формирования. Если председатель ВСП не назначит членов Этического совета в срок, трое первых кандидатов в списке РСУ и международников считаются назначенными;
398 – касается решающего голоса «международников». Решение Этического совета принимается большинством голосов от присутствующих членов, при условии, что оно поддержано двумя голосами предложенных международными организациями членов. При равенстве голосов «за» и «против» проводится повторное голосование. В случае одинакового количества голосов «за» и «против» во время повторного голосования голоса членов Совета, из которых, по крайней мере, двое предложены международными организациями, являются решающими. Этический совет имеет право подать соответствующие выводы о несоответствии кандидата в НАПК, НАБУ или соответствующие правоохранительные органы;
411 – касается полномочий Этического совета самостоятельно утверждать регламент, методологию оценки соответствия кандидата в ВСП критериям добропорядочности и профессиональной компетентности. Также прописывается, что Совет «собирает, проверяет и анализирует информацию относительно кандидата на должность члена Высшего совета правосудия, в том числе конфиденциальную информацию с персональными данными, полученную от государственных органов и органов местного самоуправления, информацию, полученную от физических и юридических лиц, из средств массовой информации и других источников» и пр.;
701 – устанавливается, что Этический совет в течение 6 месяцев со дня утверждения его персонального состава один раз осуществляет оценку соответствия членов Высшего совета правосудия (кроме председателя Верховного Суда) критериям добропорядочности и профессиональной компетентности;
728 – устанавливается, что все дела, связанные с обжалованием решений, действий и бездействия органов, которые назначают и выбирают членов Высшего совета правосудия, по вопросам назначения или увольнения членов ВСП подсудны Верховному Суду в качестве суда первой инстанции и Большой Палате Верховного Суда как суду апелляционной инстанции.
«Логичнее также было бы оставить Этический совет в теле закона, а не в Переходных положениях, но это может быть предметом дискуссии», - подытожил Ярослав Юрчишин.
В свою очередь Анастасия Радина предложила по всему тексту законопроекта прописать, что Этический совет принимает не «выводы», а «решения» относительно соответствия лиц критериями добропорядочности.
(Однако ее правки 99, 150, 194, 219, 434, 442 отклонены подкомитетом).
Далее она предлагала, чтобы по результатам оценивания Этический совет вносил не рекомендацию об увольнении члена Высшего совета правосудия, а представление об увольнении (правки 713, 725).
Также в своей правке 730 г-жа Радина предложила урегулировать сроки созыва съездов для рассмотрения рекомендации об увольнении члена ВСП (правка подкомитетом отклонена).
Так, она предложила, чтобы в случае внесения Этическим советом органу, который избрал (назначил) члена Высшего совета правосудия, мотивированного представления об увольнении члена ВСП этот орган должен его рассмотреть в течение 3 месяцев с момента внесения такого представления и принять соответствующее решение.
«Я предлагаю установить дедлайн для съездов, до которого должно быть принято решение, чтобы не фиксировать на века ситуацию, когда человек отстранен, но получает зарплату», - отметила Анастасия Радина.
Также она предложила прописать, что по результатам рассмотрения мотивированного представления об увольнении члена ВСП съезд может удовлетворить или отклонить представление Этического совета. Если же съезд за 3 месяца не принял решение, то по истечении указанного срока такой член ВСП считается уволенным с должности в соответствии с законом.
Кроме того, согласно ее поправке съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, всеукраинская конференция прокуроров, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений по рассмотрению представления Этического совета об увольнении члена Высшего совета правосудия проводится не позднее чем через 35 дней с момента получения органом, который созывает соответствующий съезд или конференцию, такого представления.
Также поправки Радиной предусматривают, что конкурс на занятие должностей дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия объявляется после завершения оценки соответствия членов ВСП, но не позднее одного года со дня вступления в силу нового закона.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.