Как известно, в 2020 году суды массово остановили отправку участникам процесса почтовой корреспонденции, в том числе судебных повесток. Денег на марки, конверты от Минфина они пока так и не дождались.
Вместе с тем государственные органы по-прежнему требуют «бумажные» уведомления от судов. Дело в том, что ненадлежащее уведомление стороны может стать основанием для последующей отмены судебного решения в вышестоящей инстанции. А в судах, как известно, судятся не только гражданские лица между собой, но и граждане с органами власти. Таким образом, ситуация с остановкой уведомления судами органов власти в «бумажной» форме затягивает судебное рассмотрение таких дел, где пострадавшей стороной является обычный человек.
Идея же о том, чтобы деньги налогоплательщиков не тратились на «бумажную» переписку госорганов с судами, так и не воплощена.
Хотя, как ранее писало наше издание, она не требует капитальных вложений: присвоить государственным органам и органам местного самоуправления обязательный официальный электронный адрес и законодательно прописать, что если орган получает от суда повестку/письмо на такой e-mail, он уже считается надлежащим образом уведомленным.
Впрочем, на данный момент, как известно, единая база электронных адресов государственных органов, как и Единая судебная информационно-телекоммуникационная система, полноценно не заработали.
Людмила Рабчинская, которая ныне занимает должность заместителя министра цифровой трансформации, ранее заявила, что потребности в присвоении таких обязательных электронных почтовых ящиков органам власти якобы нет, поскольку «у каждого из них есть свой веб-сайт и там можно найти контактную информацию».
«Согласно закону о доступе к публичной информации каждый орган должен иметь веб-сайт, где указана контактная информация, включая e-mail. Поэтому я призываю пользоваться поисковыми системами и находить на сайтах органов контактную информацию», — подчеркнула Рабчинская.
Но, как известно, на сайтах большинства госорганов в разделе «контактная информация» наблюдается хаос: могут быть указаны неработающие e-mail, множество адресов или же ни одного.
Но самое основное, что законодательство все еще не позволяет считать отправку, к примеру, повестки на электронную почту госоргана официальным уведомлением, поэтому любая самодеятельность от судов грозит отменой судебного решения. О чем, к сожалению, Рабчинская не упомянула.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики решил на базе нескольких законопроектов относительно уведомления участников судебного процесса по электронной почте подготовить и внести доработанный комитетский законопроект.
Глава рабочей группы по цифровизации правосудия, народный депутат Украины Роман Бабий рассказал, что идея в том, чтобы суд мог пересылать копии процессуальных документов, уведомления, вызовы, повестки на электронные адреса.
«Первое, это введение электронного адреса официальной почты для юридических лиц и физлиц-предпринимателей. А также идея народного депутата Николая Стефанчука, чтобы суды могли отправлять на те электронные почты, которые указывают сами стороны, и это было бы надлежащим уведомлением, но при условии, что сторона, которая будет получать корреспонденцию, предоставила письменное согласие на такое получение документов от суда. Другими словами, в этом варианте мы предлагаем три канала коммуникаций:
Соответствующий законопроект 3860-д, о котором он говорил, появился в Раде 7 июня под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования электронной почты».
Как отмечается, доработанный членами Комитета законопроект направлен на внедрение адреса официальной электронной почты в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (адреса официальной электронной почты в ЕГРПОУ), которая вместе с официальной электронной почтой, которая будет функционировать в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе (ЕСИТС), будет использоваться в судах при осуществлении хозяйственного, гражданского и административного судопроизводства для направления участникам судебного процесса копий решений, определений, судебных повесток и других документов в электронной форме.
Документы, письма и/или уведомления, отправленные на адрес официальной электронной почты в ЕГРПОУ можно считать направленными официально, и не требуется дополнительного документального подтверждения их направления.
Введение адреса официальной электронной почты в ЕГРПОУ, по мнению авторов проекта, будет способствовать быстрой и эффективной коммуникации в первую очередь судов с участниками судебного процесса, а в дальнейшем может быть использовано и для официальной переписки с другими органами и организациями, если это предусмотрено законом.
Также вводится возможность в случае отсутствия у участника дела официальной электронной почты или адреса официальной электронной почты в ЕГРПОУ по письменному заявлению участника процесса использовать предоставленный участником адрес электронной почты для направления судом в электронном виде копий повесток, уведомлений, судебных решений и других процессуальных документов.
Также законопроектом установлено, что юридические лица (в том числе государственные органы и органы местного самоуправления) и физические лица – предприниматели в обязательном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного закона обязаны подать государственному регистратору сведения о своем адресе официальной электронной почты в ЕГРПОУ.
Законопроектом вносятся изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства Украины, согласно которым суд может осуществлять вручение судебных повесток, уведомлений, определений и копий решений и исполнительных документов на адрес официальной электронной почты в ЕГРПОУ, регулируется определения момента получения таких отправлений.
Законопроектом вносятся изменения и в Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», в частности:
Как отмечают авторы, изменения в процессуальные кодексы, предложенные этим законопроектом, позволят существенно сократить расходы суда на отправку и распечатку (копирование) судебных повесток, вызовов, сообщений, определений и решений суда в бумажной форме.
Принятие данного законопроекта будет иметь положительные последствия в виде экономии бюджетных средств и средств субъектов хозяйствования, которые тратятся на переписку в бумажной форме при осуществлении хозяйственного, гражданского и административного судопроизводства, а также сделает более удобной и быстрой коммуникацию между субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления, другими участниками процесса и судами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.