Заместитель Министра цифровой трансформации по развитию публичных услуг и супруга Министра юстиции Украины Дениса Малюськи Людмила Рабчинская в ходе круглого стола «Правовые коллизии подачи и рассмотрения электронных документов в суде» 12 июня рассказала о планах и решениях Минцифры по упрощению деятельности государственных органов и бизнеса, в частности, заработает ли единый портал электронных почтовых адресов госорганов.
«Наша цель – увеличить количество электронных документов. Это очень экологично. Мы призываем всех больше пользоваться электронным форматом. Почти все органы власти пользуются системой электронного документооборота. Бизнес, к сожалению, не так активно. Но он уже может им пользоваться. Скоро мы будем работать в единой экосистеме», — отметила она.
Она добавила, что осенью подала в Европейскую комиссию заявку, чтобы наши электронные подписи признавались в мире. Пока заявка на рассмотрении.
Кроме того, Людмила Рабчинская отметила, законопроект 1210 расширил возможности для обмена с налоговыми органами информацией.
«Я рада, что количество электронных документов, которые может принимать суд, увеличивается, и суды достаточно открыто относятся к тому, что им подают электронные доказательства и электронные документы. Надеюсь, что количество расширится, и к исполнительному производству можно будет тоже переходить в электронном виде – система электронного суда будет подключена к АСИП. У нас диджитализация повсюду, и мы являемся драйверами этого процесса», — отметила Рабчинская.
Партнер «Вчасно» Леся Михаленко в ответ отметила, что она общалась с судьями и на данный момент они сталкиваются в этом вопросе со значительными сложностями: «В первую очередь, у них нет возможности проверить электронную подпись. Приходит электронный документ, и у судей нет возможности проверить, подписанный он или нет. Поэтому у меня вопрос: как вы внедряете в разных госучреждениях цифровизацию, насколько это долго будет продолжаться и можно ли суд подсоединить к модулю, который проверяет такие электронные документы? Существуют ли сейчас программные способы проверить подпись на электронном документе?»
«Мы исполнительная ветвь власти и не можем навязывать свою позицию судебной власти. Конечно, такие сервисы по проверке электронной подписи существуют. Сервисы электронной подписи, как правило, имеют способы проверки. Первый сервис – это сервис Центрального удостоверяющего органа. Он, конечно, древний, но работает. Минцифра является также центральным удостоверяющим органом, и на сайте Минцифры вы можете воспользоваться как сервисом наложения подписи, так и ее проверки, что сертификат действующий и прочее. На портале «Дії» также вы можете проверить всю информацию. И, конечно, на сайтах АЦСК. Это государственные сервисы. Поэтому я призываю всех пользоваться этими сервисами», — отметила Людмила Рабчинская в ответ.
«Планируется ли в дальнейшем использовать возможности «Дії» для электронного суда?» — уточнил модератор круглого стола.
«Мы все-таки исполнительная ветвь власти и мы не можем влиять на судебную власть.
Мы не можем вмешиваться в процесс по запуску электронного правосудия. Ведь Минцифра может быть стороной в процессе.
Но мы бы очень хотели помочь судебной ветви власти. Поэтому объединение экосистемы «Дії» и электронного суда не предусматривается, однако мы работаем над административным обжалованием. В Верховную Раду уже в очередной раз внесен законопроект об административной процедуре, который предусматривает именно административное обжалование. И я неимоверно верю в административное обжалование.
Мы предусматриваем возможность подачи жалоб через портал «Дія», и вся процедура принятия решения будет в электронном виде. Я уверена, что когда эта система заработает, мы очень сильно разгрузим административные суды, которые сейчас наиболее загруженные административными жалобами», — подчеркнула она.
Модератор также поинтересовалась таким актуальным вопросом, как создание единой базы электронных почтовых адресов госорганов:
«Когда будет общая база электронных адресов государственных органов, которую можно загрузить в «почтовик»? Как минимум, mail.gov.uа.
Речь идет о том, что сейчас элементарно невозможно найти адреса, куда можно обратиться с электронным письмом. Госорганы между собой обмениваются электронными письмами. Но обычный гражданин или юрлицо не может обратиться, потому что даже не знает адреса. Когда же заработают такие электронные адреса?»
«Мой ответ будет многогранным.
Любое лицо может присоединиться к системе электронного документооборота через портал и отправить письмо органам, которые присоединены к этой системе. Там, к сожалению, нет судов, но есть все центральные органы исполнительной власти. То есть, вы уже можете обмениваться письмами. Что касается того, как обратиться к органам, у нас есть большой проект «Открытое правительство», в рамках которого мы будем разрабатывать портал, где можно подать обращение к любому органу. Первая очередь будет запущена уже в этом году – она будет называться «ВзаємоДія».
Но согласно закону о доступе к публичной информации каждый орган должен иметь веб-сайт, где указана контактная информация. Поэтому я призываю пользоваться поисковыми системами и находить на сайтах органов контактную информацию», — подчеркнула Рабчинская.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.