Высший совет правосудия 23 февраля 2021 года предоставил консультативный вывод относительно президентского законопроекта № 5068 от 15.02.21, которым власти в очередной раз пытаются реформировать Высший совет правосудия.
Напомним, что реформа Совета правосудия предусмотрена Меморандумом, который Украина подписала в 2020 году с Международным валютным фондом. На реформе ВСП настаивает также Европейский Союз.
«Судебно-юридическая газета» уже подробно писала, что представляет собой предложенная президентом реформа Совета правосудия. Так, сроком на шесть лет предусматривается создать Этический Совет (с участием украинских судей и представителей международных организаций) который будет проводить предварительную проверку кандидатов, претендующих на должность членов ВСП. Также Этический совет должен будет провести разовую проверку действующего состава Совета правосудия (кроме главы ВС) на соответствие занимаемым должностям. Кроме того, в составе ВСП должно появиться автономное подразделение дисциплинарных инспекторов.
Как и следовало ожидать, Высший совет правосудия выступил против ряда положений законопроекта № 5068.
Из консультативного вывода следует, что, фактически, законопроект № 5068 предоставляет властные полномочия и функции контроля над субъектами формирования Совета правосудия организации (Этическому совету), которая не наделена такими функциями и не имеет статуса органа государственной власти. Это противоречит как Конституции Украины, так и международным стандартам.
По мнению ВСП, субъекты назначения (Съезд судей, Съезд адвокатов, Верховная Рада, Президент, Съезд представителей высших юридических заведений и научных учреждений, конференция прокуроров) сами способны оценить «качество» кандидатов в Высший совет правосудия, а ограничивать их в этом праве неконституционно.
Кроме того, в Совете правосудия также обратили внимание, что 11 марта 2020 года Конституционный Суд уже признал неконституционной попытку властей создать «надстройку» в виде Комиссии по вопросам добропорядочности и этики (закон 193-IX), которая также могла проводить проверки в отношении членов ВСП.
Ко всему, Совет правосудия отметил, что отстранение члена ВСП от должности по результатам проведенной Этическим советом проверки до разрешения вопроса субъектом выдвижения, может привести к тому, что такие члены ВСП окажутся в «подвешенном» состоянии, поскольку не смогут ни осуществлять полномочия члена ВСП, ни вернуться к прежнему роду деятельности. В перспективе такая практика Этического совета может вовсе заблокировать работу Совета правосудия на неопределенное время.
Также в Совете правосудия указали, что хотя Этический совет, по задумке инициатора законопроекта, может принимать решения четырьмя голосами, но три из них должны быть голосами представителей международных организаций. Таким образом, «международники» получают контрольное большинство голосов в Этическом совете.
Это при том, что представители международных организаций не являются представителями именно украинского народа, и к тому же, такие организации в Украине не наделены властными полномочиями.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.