В Верховной Раде появились тексты президентских законопроектов № 5068 и № 5069 от 15 февраля 2021 года, которыми Владимир Зеленский будет пытаться реформировать Высший совет правосудия.
Интересно, что оба законопроекта подписаны не лично Владимиром Зеленским, а заместителем главы Офиса Президента Андреем Смирновым.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту № 5068, реформа Совета правосудия предусмотрена Меморандумом об экономической и финансовой политике, который Украина подписала еще 2 июня 2020 года.
Пункт 26 данного Меморандума подразумевает, что Украина берет на себя обязательства по усилению верховенства права и независимости судебной власти. Так было отмечено, что будет создан механизм качественного отбора членов Высшего совета правосудия, а действующие члены Совета правосудия пройдут разовую проверку на добропорядочность и соответствие этическим стандартам.
Кроме того, в составе Совета правосудия будет создан специальный дисциплинарный инспекционный отдел, который, как предполагается, получит достаточно широкую автономию в составе ВСП.
Как будут формировать Совет правосудия
Как следует из текста законопроекта, концепт реформы Совета правосудия будет в общих чертах схожим с тем, который предлагается законопроектом 3711-д для формирования Высшей квалификационной комиссии судей.
Этический совет
Так, будет создан Этический совет, который будет состоять из шести человек – трех судей (или судей в отставке), определенных Радой судей Украины, и трех лиц, определенных международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере противодействия и предотвращения коррупции или в сфере судебной реформы, согласно заключенным международным договорам.
Избираться Этический совет будет сроком на шесть лет. Для того чтобы Этический совет начал работу, в его состав достаточно назначить четырех человек.
В состав данного совета смогут избираться только лица, имеющие «безукоризненную деловую репутацию», «высокие профессиональные качества» и «общественный авторитет». Это могут быть как иностранцы, так и граждане Украины. Насколько можно понять из текста законопроекта, приоритет может быть предоставлен лицам, ранее работавшим судьями или прокурорами в делах, связанных с коррупционными правонарушениями.
Этический совет должен будет самостоятельно разработать регламент своей работы и главное – методику определения добропорядочности кандидата и его профессиональной компетентности.
Данные о кандидатах Этический совет сможет получать как от физических и юридических лиц, так и от СМИ, а также искать соответствующую информацию в государственных реестрах и судейских досье.
Предлагается внедрить интересный порядок голосования членов Этического совета. Хотя решение можно будет принять четырьмя голосами, но три из них должны быть голосами представителей международных организаций. Таким образом, «международники» получат контрольное большинство голосов в Этическом совете.
Заседания Этического совета будут проводиться открыто, с видеотрансляцией заседаний.
Организационно-техническое обеспечение работы Этического совета будет возложено на Государственную судебную администрацию.
Предполагается, что Этический совет будет иметь свой секретариат.
Финансирование работы Этического совета, его членов и секретариата может проводиться посредством международных технических проектов.
Проверка кандидатов в Совет правосудия
Именно Этический совет будет предварительно проверять «качество» кандидатов, желающих занять кресла членов Высшего совета правосудия и предоставлять им соответствующие рекомендации.
При этом для каждого субъекта выдвижения будет своя процедура. Например, кандидаты, которые намерены стать членами Совета правосудия по квоте Верховной Рады, будут предварительно проходить проверку и собеседования на Комитете Верховной Рады по вопросам правовой политики. Только после Комитета список лучших кандидатов будет передаваться в Этический совет.
После проверки кандидатов Этическим советом, Комитет по вопросам правовой политики будет вновь рассматривать персоналии отобранных уже советом кандидатов и только после этого сможет внести их на рассмотрение в сессионный зал парламента.
Аналогичным образом обстоит дело и с кандидатами в Совет правосудия по квоте Президента. Сначала конкурсная комиссия, созданная президентом, получит документы кандидатов и проведет специальную проверку, а потом передаст собранные документы в Этический совет. Далее Этический совет предоставляет свой вывод относительно кандидатов, после чего с «успешными» кандидатами проводит собеседования конкурсная комиссия и вносит соответствующие рекомендации Президенту.
Что касается Съезда судей, Съезда адвокатов, Съезда представителей высших юридических заведений и научных учреждений и конференции прокуроров, то свои документы кандидаты на должности членов ВСП по квоте данных субъектов выдвижения, будут направлять в Секретариат Совета правосудия, который далее их передаст в Этический совет для анализа.
После этого съезды и конференции указанных субъектов выдвижения смогут проголосовать за уже «чистых» кандидатов.
Отметим, что если субъекты выдвижения (съезд судей, парламент, Президент и т.д.) не поддержат предложенных кандидатов, то на должности членов ВСП будут объявлены новые конкурсы.
Важно отметить, что если Этический совет выступит против того или иного кандидата, то, в независимости от субъекта выдвижения, он прекращает участие в конкурсе.
Дисциплинарная процедура
Отметим, что предлагается также некоторое «усовершенствование» работы Высшего совета правосудия. Отныне дисциплинарные производства будут открываться после их изучения дисциплинарными инспекторами ВСП (подробнее о них ниже).
Для систематизации работы в Совете правосудия будет создана автоматизированная система распределения дисциплинарных жалоб.
Дисциплинарные инспекторы будут изучать поступающие жалобы, и, при наличии оснований для открытия производства, в течение 30 дней с момента поступления жалобы готовить соответствующие материалы с предложением об открытии или отказе в открытии дисциплинарного производства.
Далее, в течение 30 дней, дисциплинарная палата должна будет принять решение об открытии или отказе в открытии дисциплинарного дела.
При этом если дисциплинарный инспектор не согласится с решением дисциплинарной палаты отказать в открытии дисциплинарного дела, то решать кто прав, а кто нет, предстоит Совету правосудия в пленарном составе.
Также дисциплинарные инспекторы будут принимать участие в заседаниях дисциплинарных палат и самого Высшего совета правосудия в пленарном составе и докладывать там о своей позиции по той или иной жалобе.
Проверка действующего состава Высшего совета правосудия
Не позже трех месяцев со дня утверждения персонального состава Этический совет должен будет провести оценивание на соответствие занимаемым должностям уже действующих членов Высшего совета правосудия (кроме председателя Верховного Суда, которая входит в Совет правосудия по должности).
По результатам оценивания, Этический совет может внести субъекту назначения членов Совета правосудия (Съезд судей, Съезд адвокатов, Верховная Рада, Президент, Съезд представителей высших юридических заведений и научных учреждений, конференция прокуроров) мотивированную рекомендацию об увольнении соответствующего члена ВСП с должности.
Впрочем, как буквально следует из законопроекта, субъект назначения также сможет и отклонить рекомендацию Этического совета.
Дисциплинарные инспекторы
В свою очередь, законопроект № 5069 предусматривает создание в составе Совета правосудия Службы дисциплинарных инспекторов, в качестве самостоятельного структурного подразделения.
Назначаться на свои должности дисциплинарные инспекторы будут только по конкурсу. Руководить им будет один из заместителей руководителя Секретариата Высшего совета правосудия – руководитель Службы дисциплинарных инспекторов.
Численность дисциплинарных инспекторов будет определять сам Совет правосудия. Их деятельность будет регулировать специальное Положение.
К дисциплинарным инспекторам будут предъявляться конкретные квалификационные требования: высшее юридическое образование и стаж в сфере права не менее пяти лет.
Именно на дисциплинарных инспекторов ляжет основная работа по проверке дисциплинарных жалоб на судей и даже прокуроров. Они же будут готовить проекты решений дисциплинарных палат и Высшего совета правосудия.
Отметим, что согласно законопроекту № 5069, вводится административная ответственность за невыполнение законных требований дисциплинарного инспектора Высшего совета правосудия.
Ранее ответственность наступала только за невыполнение законных требований Высшего совета правосудия (или члена Совета правосудия) по предоставлению ему информации, материалов судебного дела (их копий), рассмотрение которого закончено, предоставление ВСП заведомо недостоверной информации, несоблюдение сроков предоставления информации. Теперь же, согласно новой редакции ст. 188-32 Кодекса об административных правонарушениях, ответственность будет наступать за аналогичные действия по отношению к дисциплинарному инспектору ВСП.
Штраф за такие действия будет составлять от 50 до 150 необлагаемых налогом минимум доходов граждан (850 - 2 550 грн).
Подводные камни
Судя по всему, большие вопросы возникнут к проверке добропорядочности действующих членов Высшего совета правосудия.
Напомним, что еще в 2019 году президентский законопроект 193-IX уже предусматривал возможность такой проверки. В том числе для этой цели предполагалось создать Комиссию по вопросам добропорядочности и этики в составе членов ВСП, которая могла проводить оценку деятельности членов Совета правосудия.
Однако возможность создания такого органа в итоге 11 марта 2020 года признал неконституционным Конституционной Суд Украины.
Кроме того, конфигурация законопроекта № 5068, судя по всему, не позволит быстро восполнять кадровые потери Высшего совета правосудия. Уже в марте 2021 года, напомним, заканчивается срок полномочий у четверых членов Совета правосудия.