Сегодня, 27 января, парламент принял в первом чтении законопроект Президента Зеленского № 2415 о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в связи с принятием Закона «О разведке».
Целью законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, является совершенствование правовых основ обеспечения проведения разведывательными органами разведывательных мероприятий на основании решения суда.
Для достижения указанной цели в законопроекте предлагается внести изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей», согласно которым:
1) ч. 6 ст. 11 Закона («Гласность и открытость судебного процесса») дополнить исключением;
2) установить новые полномочия председателя апелляционного суда;
3) предусмотреть, что новый закон вступает в силу со дня введения в действие статьи 16 Закона «О разведке» от 17 сентября 2020 № 912.
По результатам изучения и анализа данного законопроекта Главное научно-экспертное управление Верховной Рады изначально отметило, что законопроект требует доработки.
В частности, ч. 6 ст. 11 Закона (в редакции проекта) было определено, что участникам судебного процесса на основании решения суда обеспечивается возможность принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции в порядке, установленном законом.
Обязанность обеспечить проведение видеоконференции возлагается на суд, который получил судебное решение о проведении видеоконференции, независимо от специализации и инстанции суда, принявшего такое решение, кроме случаев, установленных законом.
«На наш взгляд, предложенная проектом редакция ч. 6 ст. 11 Закона не позволяет точно выяснить, о каких именно случаях в ней говорится и каким законом они должны быть установлены, на кого в таких случаях возлагается обязанность обеспечить проведение видеоконференции, а также при каких обстоятельствах видеоконференция не проводится.
Кроме того, из содержания законопроекта и сопроводительных документов к нему непонятно, каким образом предложение о внесении изменений в ч. 6 ст. 11 Закона касается принятия Закона Украины «О разведке», - отметило ГНЭУ.
В связи с этим, профильный Комитет ВР решил учесть некоторые замечания ГНЭУ, изложив ч. 6 ст. 11 в следующей редакции:
«Стаття 11. Гласність і відкритість судового процесу
…
В проекте также предлагалось к полномочиям председателя апелляционного суда отнести осуществление полномочий уполномоченного судьи и назначения из числа судей апелляционного суда судей (судьи) для осуществления таких полномочий в случаях, определенных Законом Украины «О разведке».
После замечаний ГНЭУ профильный Комитет решил учесть некоторые аспекты, и часть первую статьи 29 дополнить пунктом 9-1 следующего содержания:
…
«9-1) здійснює відповідно до Закону України «Про розвідку» повноваження уповноваженого судді щодо судового контролю за дотриманням прав, свобод та інтересів осіб під час здійснення розвідувальної діяльності та/або призначає суддю (суддів) з числа суддів апеляційного суду для здійснення таких повноважень під час розгляду питання про надання дозволу на проведення розвідувальних заходів».
Підписуйтесь на наш Telegram-канал, щоб бути в курсі найважливіших подій.