В повестку дня Верховной Рады на текущей неделе, 2 декабря, включен законопроект №4142 «О системе общественного здоровья», поданный депутатами, включая председателя Комитета по вопросам здравоохранения от «Слуги народа» Михаила Радуцкого.
Законопроект уже окрестили законом «о тотальной вакцинации», а Главное научно-экспертное управление Верховной Рады высказало к нему резкие замечания.
Итак, Радуцкий предлагает создать новый «уполномоченный орган в сфере общественного здоровья». Определять этот орган будет Кабмин. В вертикали этого органа будут действовать территориальные органы и центры контроля и профилактики болезней. Главным государственным санитарным врачом по должности является руководитель уполномоченного органа или его заместитель – в зависимости от того, кто из них соответствует требованиям к Главному санитарному врачу, установленным законодательством. Таким образом, законодатели предусмотрели возможность «политического» назначения руководителя уполномоченного органа.
Народные депутаты предлагают, чтобы карантин устанавливал и отменял Кабинет Министров. Для установления карантина Главный санитарный врач должен сделать соответствующее представление в Минздрав, который, в свою очередь, ставит вопрос о карантине перед КМУ. В общем положения законопроекта в этой сфере соответствуют мерам, применяемым правительством в условиях пандемии коронавируса. Например, возможность устанавливать различные ограничительные меры на различных территориях, ограничения на работу определенных учреждений, проведение самоизоляции и обсервации и т. д.
Отдельно необходимо обратить внимание на предусмотренную возможность ограничивать права людей и юридических лиц, а также возможность возлагать на них дополнительные обязанности.
При этом законопроект не предусматривает обязанности правительства периодически пересматривать решение об установлении карантина или любых других предохранителей, которые могли бы предотвратить искусственное затягивание карантина.
В документ «Слуги народа» включили норму об обязательных прививках граждан от следующих болезней: дифтерия, коклюш, корь, полиомиелит, столбняк, туберкулез, вирусный гепатит В, паротит, краснуха, пневмококковая и гемофильная инфекция.
Требование об обязательности прививки распространяется и на детей – без прививок дети не допускаются в ясли, сады, школы и учреждения оздоровления.
Главное научно-экспертное управление Верховной Рады по этому поводу высказало критику.
«В ч. 1 ст. 41 законопроекта определяется перечень профилактических прививок, которые являются обязательными и включаются в календарь прививок. По мнению Главного управления, логично, что вакцинопрофилактика должна осуществляться на основании исследования состояния инфекционной заболеваемости в Украине, то есть, по рационально разработанным и утвержденным компетентным государственным органом по календарю профилактических прививок, а не устанавливаться законом, как это предписано в представленном законопроекте.
Отдельно стоит отметить, что в значительной части стран Европейского сообщества обязательная вакцинация введена только против одной или нескольких инфекций. Существенным отличием между законодательным регулированием вакцинации в Украине и странах Европы является то, что в большинстве этих стран вакцинация не является обязательной, а национальные календари прививок имеют характер рекомендации.
Однако высокий уровень вакцинации против рекомендованных инфекций достигается через доверие к системе здравоохранения и низкий уровень коррупции в этой сфере.
Что же касается ситуации в Украине, то согласно опросам уровень недоверия к Министерству здравоохранения Украины достигает 63% (по состоянию на апрель текущего года). По уровню коррупции Украина в 2020 году находится на 126 месте из 198 стран. Поэтому повышение уровня вакцинации населения требует проведения комплексных мероприятий по повышению доверия к системе здравоохранения Украины и проведения широкой целенаправленной просветительской работы, научного обоснования основных принципов формирования перечня инфекций, в том числе, социально опасных, в отношении которых предполагается плановая иммунопрофилактика. Учитывая вышеизложенное, выглядит недостаточно взвешенным полный запрет на посещение учебных заведений детям, которые не получили профилактических прививок согласно календарю прививок (ч. 6 ст. 32).
При законодательном регулировании этого вопроса необходимо учесть, что согласно ст. 53 Конституции Украины каждому гарантируется право на образование, полное общее среднее образование является обязательным. Конституционное право на образование не оговаривается другими факторами. Кроме того, обращаем внимание на то, что в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 284 Гражданского кодекса Украины оказания медицинской помощи физическому лицу производится с его согласия (ч. 3). В неотложных случаях, при наличии реальной угрозы жизни физического лица, медицинская помощь предоставляется без согласия физического лица или его родителей (усыновителей), опекуна, попечителя (ч. 5). Однако прививки не подпадают под действие ч. 5 этой статьи. Целесообразно применять более взвешенный и дифференцированный подход.
Ведь не каждому ребенку можно делать все или часть прививок, поскольку вследствие особенностей состояния здоровья, в частности, ослабление иммунитета, определенные прививки могут быть опасными для его здоровья или жизни.
В п. 41 ч. 1 ст. 1 проекта Закона поствакцинальные осложнения определяются как «тяжелые и (или) стойкие расстройства здоровья, вызванные применением медицинских иммунобиологических препаратов». Однако в проекте отсутствуют положения о действенном правовом механизме возмещения вреда в случае возникновения таких поствакцинальных осложнений, в частности, по вине производителя вакцины.
В зарубежных странах действуют разные подходы к решению этого вопроса. К примеру, в Швеции вопрос компенсаций решается путем страхования: 1) пациента, которое осуществляется общенациональной компанией, основная задача которой – страхование поставщиков медицинских услуг, а конечными потребителями являются пациенты, которые получили ущерб здоровью; 2) фармацевтическое страхование, которое осуществляется за счет взносов компаний-участников, пропорциональных их годовом обороте. В США функционирует Национальная программа компенсации ущерба при вакцинации, которую курирует Департамент здравоохранения и социальных служб. В течение 2006-2018 гг. применено свыше 3 700 000 000 доз вакцин, которые охватывались указанной программой. В течение этого периода компенсацию получили 5151 человек. Подытоживая вышеизложенное, представляется целесообразным предусмотреть в представленном законопроекте механизм возмещения ущерба в случае возникновения поствакцинальных осложнений», - отмечает ГНЭУ.
Законопроект содержит ряд норм, которыми устанавливает обязанности для различных категорий людей. Так, в случае установления карантина, учреждения, предприятия и организации обязаны предоставить местным органам исполнительной власти свои автомобили, помещения и другое имущество для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.
А также эти органы власти могут привлекать учреждения, предприятия и организации к локализации и ликвидации эпидемий.
В общем, статьи 13-14 законопроекта предлагают ввести следующие обязанности.
Субъекты хозяйствования обязаны:
1) выполнять требования санитарного законодательства;
2) осуществлять медико-санитарные меры, разработанные уполномоченным органом в сфере общественного здоровья;
3) выполнять предписания, распоряжения должностных лиц уполномоченного органа в сфере общественного здоровья, центральных и местных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, которые могут представлять риск для санитарно-эпидемиологического благополучия;
4) устранять по представлению должностных лиц уполномоченного органа в сфере общественного здоровья, органа государственного надзора (контроля) за соблюдением требований санитарного законодательства в соответствующей сфере от работы, учебы, посещения учебных заведений лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней, больных опасными для окружающих инфекционные болезни, или лиц, которые были в контакте с такими больными, с выплатой в установленном законодательством порядке помощи по социальному страхованию, а также лиц, уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра или прививки против инфекционных болезней, в соответствии с законодательством;
5) немедленно информировать уполномоченный орган в сфере общественного здоровья о чрезвычайных происшествиях в сфере общественного здоровья;
6) возмещать в установленном порядке работникам и другим физическим лицам вред, причиненный их здоровью вследствие нарушения требований санитарного законодательства.
Субъекты хозяйствования и граждане обеспечивают проведение профилактических дезинфекционных мероприятий в жилых, производственных и других помещениях (зданиях) и на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или предоставленные в пользование. Владельцы, а также руководители и другие должностные лица субъектов хозяйствования обязаны в пределах своих полномочий оказывать содействие в осуществлении мероприятий по защите населения от инфекционных болезней и других рисков для здоровья.
Физические лица обязаны: 1) заботиться о своем здоровье и здоровье и гигиеническое воспитание своих детей, не вредить здоровью других граждан; 2) участвовать в проведении медико-санитарных мероприятий; 3) проходить обязательные медицинские осмотры и делать прививки в предусмотренных законодательством случаях; 4) выполнять распоряжения и указания должностных лиц при осуществлении ими медико-санитарных мероприятий; 5) выполнять иные обязанности, предусмотренные санитарным законодательством.
Работники отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) распространение ими инфекционных болезней, подлежат обязательным профилактическим прививкам также против других соответствующих инфекционных болезней за счет работодателей.
В случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ. Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам против других соответствующих инфекционных болезней и порядок отстранения от выполнения работ, устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.
Также статья 44 устанавливает обязательные медицинские осмотры для работников операторов рынка, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, учебных заведений и детских учреждений оздоровления и отдыха, объектов коммунально-бытового обслуживания, других сфер хозяйственной деятельности, профессиональная или иная деятельность которых связана с обслуживанием населения и может повлечь распространение инфекционных болезней, возникновение пищевых отравлений.
Они должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет работодателей.
Внеочередные медицинские осмотры лиц могут проводиться по требованию должностных лиц органа государственного надзора (контроля) за соблюдением требований санитарного законодательства в соответствующей сфере, а также по просьбе работника, если он связывает ухудшение состояния своего здоровья с условиями труда.
Субъекты хозяйствования несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством за организацию и своевременность прохождения работниками обязательных медицинских осмотров и допуск их к работе без наличия необходимого медицинского заключения. Работники, которые без уважительных причин не прошли в установленный срок обязательный медицинский осмотр в полном объеме, от работы отстраняются и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
«Законопроект 4142 не является законопроектом об обязательной вакцинации. Что касается вакцинации, там есть только один пункт, который полностью перенесен из существующих законов, которые действуют сейчас.
Единственная разница в том, что в законопроекте прописывается обязательное плановое вакцинирование, добавлена вакцина от пневмокока.
Этот законопроект направлен на отстройку системы общественного здоровья.
Пандемия отлично показала результат уничтожения Санэпидемслужбы в 2015 году. Она была правильно устранена в части разрешительных функций. Но в итоге Украина осталась без эпидемиологической и санитарной защиты. Этот закон направлен именно на то, чтобы возобновить эти две вещи в Украине», - сказал Михаил Радуцкий, обосновывая необходимость принятия своего законопроекта.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.