Государственная судебная администрация (ГСА) и Министерство цифровой трансформации подписали Меморандум о сотрудничестве.
Напомним, ранее замминистра цифровой трансформации Людмила Рабчинская объясняла, что «объединение экосистемы «Дії» и электронного суда не предполагается», а Минцифра «не может вмешиваться в процесс по запуску электронного правосудия в Украине».
Как отмечает ГСА в новости по поводу Меморандума, «стороны будут сотрудничать при подготовке нормативно-правовых актов, связанных с развитием цифровых инновационных технологий в системе правосудия, способствовать привлечению инвестиций в развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий судов, других органов и учреждений в системе правосудия, координировать работы по присоединению к системе электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов, содействие в организации обмена данными ЕСИТС с государственными электронными информационными ресурсами органов и учреждений.
ГСА и Минцифры также будут способствовать внедрению технологий цифровых преобразований, взаимодействовать по вопросам интеграции электронных судебных сервисов с Единым государственным веб-порталом электронных услуг «Портал «Дія» и мобильным приложением «Дія».
По словам заместителя председателя ГСА Сергея Чорнуцкого, «документом закладено підґрунтя для взаємодії урядової інституціі та органу у системі правосуддя.
Відтепер сподіваюсь на швидке вирішення питань доступу судів до ряду державних реєстрів органів виконавчої влади, серед яких першочерговий по актуальності - Єдиний державний демографічний реєстр. Пройшло вже більше 2 років як Державна міграційна служба «погоджує» відповідний регламент обміну з ДСА України».
Что касается доступа к Демографическому реестру, вопрос действительно актуальный, ведь в судах по-прежнему «эвристическим» методом идентифицируют участников процесса.
Проще говоря, в судах полностью не автоматизировали взаимодействие с реестрами для идентификации лица-стороны по делу.
Так, когда судья решает вопрос об открытии производства по исковому заявлению, ему необходимо убедиться, что такой ответчик реально существует, а указанные в иске данные – верны.
Согласно Гражданскому процессуальному кодексу, если ответчиком в иске указано физическое лицо, не имеющее статуса предпринимателя, суд открывает производство после получения информации о зарегистрированном в установленном законом порядке месте жительства (пребывании) физлица – ответчика.
Для этого суд не позднее двух дней со дня поступления искового заявления в суд обращается в соответствующий орган регистрации места пребывания и места жительства о предоставлении информации о зарегистрированном месте жительства (пребывания) такого физического лица.
Судья с целью определения подсудности может также пользоваться данными Единого государственного демографического реестра. И если по результатам полученной судом информации будет установлено, что дело не подсудно этому суду, суд должен направить дело по подсудности.
Таким образом, вопрос правильной идентификации стороны по делу имеет принципиальное значение для судопроизводства.
В декабре 2019 года Государственная миграционная служба сообщила, что суды получат доступ к Единому государственному демографическому реестру после согласования технического регламента такого доступа.
Вопрос доступа и обмена информацией судом с Демографическим реестром был поднят и во время заседания Рабочей группы по вопросам цифровизации правосудия.
«Мы сейчас налаживаем взаимодействие с Демографическим реестром с точки зрения предоставления информации. С налоговой пока обмен не налажен – система работает в полуручном режиме, результативность запросов к реестру ИНН физлиц – 60%, есть нюансы», - отмечал ранее советник главы ГСА Леонид Богданов.
Ключевой проблемой работы с реестрами сегодня является их верификация.
«На сегодня одна из ключевых проблем в том, что у нас не верифицированы реестры. Есть реестр недвижимого имущества, есть реестр РАГСов (Державний реєстр актів цивільного стану громадян) – по сути, он наиболее полный, около 130 миллионов записей, есть реестр Пенсионного фонда, реестр налоговой, но между ними отсутствует верификация.
При этом в РАГСе система построена путем записей. То есть «Леонид Богданов родился», «Леонид Богданов женился», «у Леонида Богданова появились дети» - это абсолютно разные «леониды богдановы». Невозможно выстроить цепочку, чтобы можно было проследить человека от рождения до смерти. И это большая проблема, поскольку невозможно идентифицировать лицо.
И применение реестров у нас все равно остается в полуручном режиме.
То есть судья, которому необходимо уточнить информацию по физическому или юридическому лицу, должен направить запрос, получить выборку и потом из нее выбирать «эвристическим» методом, анализировать эту информацию на предмет того, кто ему нужен. По сути, это необходимо сделать в ручном режиме.
Нет однозначной идентификации, потому что так исторически в государстве развивались реестры.
Тут можно привести в пример Грузию, которая внедряя демографический реестр, внедрила процедуру верификации. В любой точке, где человек обращался за услугой: к нотариусу, в РАГС и пр., - первое, что делали – спрашивали, есть ли идентификационный код. И информацию по такому лицу верифицировали. После этого система заработала эффективнее.
Демографический реестр сегодня имеет порядка 5 млн записей. Что очень далеко от полной картины. И если мы возвращаемся к вопросу об идентификации лица, реестр не предоставляет гарантии такой идентификации. Но мы надеемся, что со временем все наладится.
Позитивный эффект должен иметь запуск Реестра исполнительных документов. Потому что там мы на старте уже запускаем структуру, где все будет верифицировано и не будет ручного взаимодействия», - пояснял Леонид Богданов.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что в системе «Трембита» зарегистрировано 14 государственных электронных информационных ресурсов, начат обмен данными между 4 реестрами.
Кроме того, мы рассказывали, какие цели ставит перед собой система «Трембита».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.