Как ранее писала «Судебно-юридическая газета» 26 мая Президент Владимир Зеленский подписал Указ «О Годовой национальной программе под эгидой Комиссии Украина - НАТО на 2020 год».
В ней предусмотрены стратегические цели, в том числе, по судебной и правоохранительной реформе.
В частности, еще 5 лет дается на решение такого ключевого для граждан и бизнеса вопроса, как внедрение эффективных механизмов исполнения судебных решений («конечный срок выполнения - 2025»).
Также до 2025 года Президент ожидает результаты по установлению критериев допуска дел в Верховный Суд, достаточному финансовому обеспечению судей и деятельности судов, внедрению Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС), введению медиации как внесудебной процедуры урегулирования конфликта.
Вместе с тем, «срок выполнения - постоянно» стоит напротив пункта Программы об учете доли отмененных решений во время квалификационного оценивания судей и об информировании общественности о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Из чего можно сделать вывод, что квалификационное оценивание судей продолжится.
Обращает на себя внимание ближайшая цель, срок которой - текущий, 2020 год:
«Обновлен судейский корпус и внедрены новые механизмы для стимулирования добросовестного поведения судей, что достигается выполнением таких приоритетных задач:
а) обеспечение начала деятельности окружных судов (конечный срок выполнения - 2020)
б) обеспечение полноценной деятельности Высшего антикоррупционного суда (конечный срок выполнения - 2020)….»
Что имеется ввиду под созданием окружных судов в Программе?
Напомним, что президент Петр Порошенко в конце 2017 года издал ряд указов об оптимизации судов. Согласно этим указам должны были ликвидироваться местные суды (районные, горрайонные) и создаваться новые соответствующие окружные суды. Однако по сей день оптимизация местных судов не завершена, и окружные суды не созданы.
Как писала «Судебно-юридическая газета» в ноябре 2017 года, еще до издания указов президента, одна из ключевых проблем, с которой придется столкнуться в ходе оптимизации, — порядок распределения дел на судей (подробнее о рисках оптимизации можно прочитать тут.)
Если несколько райсудов станут одним юридическим лицом (окружным судом), дела в них должны распределяться на всех судей, независимо от их фактического местонахождения. «Если раньше судьи в тройках рассматривали дела по месту нахождения своего суда, то теперь есть вероятность, что по одному делу могут быть назначены судьи из разных судов, и кому-то из них придется отправляться в другой населенный пункт, что достаточно сильно усложнит их работу. Третьей, и не менее важной проблемой, является функционирование единой автоматизированной системы документооборота: каким образом она будет работать в судах, которые находятся в разных населенных пунктах?» — отмечали тогда судьи.
Более того, в октябре 2019 на XVII внеочередном съезде судей Украины было принято решение обратиться к Президенту Украины с просьбой отменить ряд указов и отменить оптимизацию судов в том виде, в котором она проходит. Как отметили суды, данная оптимизация не улучшает их работу, потому что объединение местных судов, где осталось по одному судье в условиях кадрового голода - не выход из ситуации.
А на днях глава Рады судей Украины Богдан Монич заявил, что объединение «пустых» судов с теми, где есть судьи, вообще не выглядит как оптимизация.
«С началом судебной реформы в ноябре 2017 года, судьи с пониманием относились к нецелесообразности существования малочисленных судов по 3-4 судьи, но с другой стороны, они не услышали от авторов реформы, с какой целью она проводится. То есть, и до сих пор не произошло широкого информационного разъяснения как для общественности, так и для судейского сообщества, для чего она нужна», - заявил глава РСУ при обсуждении реформы оптимизации судов с участием международных экспертов.
По его словам, существенные просчеты в кадровой политике при проведении судебной реформы стали причиной недоукомплектованности судов, а дальнейшая их оптимизация была воспринята многими судьями как намерение преодолеть проблему кадрового голода за счет объединения неработающих судов с судами, где остались судьи.
К сожалению, в течение последнего года ситуация с кадровым обеспечением судов существенно не улучшилась, а недавнее решение об ограничении судейского вознаграждения в связи с карантинными мероприятиями, вообще подталкивает большое количество судей к решению выйти в отставку. Это существенно ухудшает и так не простую кадровую ситуацию.
По его мнению, в первую очередь следует преодолеть кадровый голод в судах, построить электронное судопроизводство и только тогда решать вопрос оптимизации судов. Попытки решить все проблемы одновременно и сразу могут привести к коллапсу.
«В реальности, к сожалению, объединение «пустых» судов с теми, где есть судьи, приводит к увеличению нагрузки на работающих. И это, в условиях тотального дефицита кадров, не выглядит как оптимизация. Поэтому, в первую очередь, нам нужно решать именно кадровую проблему », - подытожил он.
Он также обратил внимание, что построение новой системы судов не обязательно следует проводить одновременно с реформой административно-территориального устройства.
«Не обязательно, чтобы новая карта судов совпадала с административно-территориальным устройством, однако, следует обеспечить согласованность действий и оптимальное функционирование. Идеальным вариантом могло бы быть размещение судов в тех городах, где расположены региональные органы полиции, прокуратуры и других правоохранительных органов», - отметил Богдан Монич.
А если говорить о пользователях судебных услуг, то для них наиболее важным оставался вопрос территориальной доступности судов.
Кроме того, стоит отметить, что Государственная судебная администрация хотя и громко заявила о работе над «электронным судом», обновление электронного документооборота в судах в ближайший год не произойдет, что также ставит под сомнение скорую оптимизацию.
«Суды не готовы к рассмотрению электронных дел в связи с отсутствием в судах системы электронного документооборота, которая полноценно от начала и до конца обеспечит работу с электронными документами.
Такой программы на данный момент нет, как нет и встроенного редактора и нет программы для сканирования.
Нужно для этого, как минимум, провести до конца года обсуждения с судами, потом к началу 2021 года огласить тендер, определить победителя торгов, плюс, время на разработку программного обеспечения, затем год-два тестово внедрять эту систему. То есть, это будет одна из последних подсистем, которые будут внедрены в ЕСИТС», — отметил начальник Управления информатизации и судебной статистики ГСА Александр Слоницкий.
Таким образом, план Президента по созданию окружных судов может упереться в ряд затянувшихся проблем в судебной системе и не принести должного результата.
Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» писала о том, как в Офисе Президента планируют в дальнейшем реформировать судебную систему.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.