Подследственность Государственного бюро расследований предлагают расширить на дела по членам Высшего совета правосудия, ВККС, судьям КСУ и присяжным.
Так, 11 марта Комитет Верховной Рады по правоохранительной деятельности рекомендовал принять в первом чтении законопроект №2560 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно определения подследственности уголовных правонарушений, досудебное расследование которых осуществляют следователи органов Государственного бюро расследований» авторства народных депутатов Сергея Ионушаса, Владлена Неклюдова и др.
Для достижения указанной цели в законопроекте предлагается внести изменения в ч. 4 ст. 216 Уголовного процессуального кодекса и расширить перечень преступлений, относящихся к подследственности следователей органов ГБР. В частности, на следственные органы ГБР также возлагается обязанность осуществлять досудебное расследование преступлений, совершенных председателем и членами ЦИК, Счетной палаты, депутатом Верховной Рады АРК, депутатом областного совета, городского совета Киева и Севастополя и др.; судьей Конституционного Суда Украины, присяжным (при исполнении им обязанностей в суде), председателем и заместителем председателя, членом и инспектором Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины; прокурорами органов прокуратуры, лицами рядового и начальствующего состава.
«На протяжении 2015-2019 годов Верховная Рада внесли изменения в ряд законов, которые определяют правовой статус органов государственной власти и органов местного самоуправления. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть ст. 216 УПК и расширить перечень преступлений, относящихся к подследственности следователей органов ГБР», – подчеркнул в ходе заседания Комитета 11 марта замглавы Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас.
«В настоящее время накопилась определенное количество несоответствий в должностях. В частности, следователи органов ГБР не имеют законных оснований осуществлять досудебное расследование в отношении преступлений, совершенных, например, председателем и членами Счетной палаты, депутатами ВР АРК, депутатами областного совета, городского совета Киева и Севастополя, высшими должностными лицами местного самоуправления, руководством Офиса Президента и тому подобное. Однако указанные лица, безусловно, по законодательству относятся к категориям должностей публичных деятелей и должностных лиц, занимающих ответственное и особо ответственное положение в государстве, и досудебное расследование в отношении них должно осуществляться исключительно следователями Государственного бюро расследований», поясняют авторы.
В свою очередь, в ходе обсуждения на Комитете народный депутат Сергей Алексеев напомнил, что ранее был принят законопроект №2260, который также касается ГБР. Он направлен на подпись Президенту Зеленскому, но до сих пор последним не подписан.
«Да, была дискуссия о том, что есть принятый, но не подписанный Президентом законопроект. Но это не останавливает процесс подготовки к первому чтению законопроекта №2560. Очевидно, что данный законопроект еще имеет много дискуссионных моментов, в частности, отнесение к подследственности ГБР представителей органов местного самоуправления. Речь идет о тысячах сотрудников, соответственно, возникнет вопрос о расширении количества следователей ГБР, и этот вопрос должен быть обработан и с точки зрения финансовой стороны», – отметил глава Комитета Денис Монастырский.
Со своей стороны, представители Нацполиции также указали на проблемный момент законопроекта.
«Вопрос в том, что в Национальной полиции на данный момент не существует такой категории, как «лица рядового и начальствующего состава». Поэтому такое расширение, как это прописано в проекте, сразу же убирает такую категорию дел, как уголовные правонарушения, совершенные полицейскими, из подследственности ГБР, и она передается по структуре статьи 216 УПК на Нацполицию Украины», – объяснил представитель Нацполиции.
Главное научно-экспертное управление Верховной Рады по данному законопроекту отметило следующее.
«Основная суть концепции создания ГБР заключалась в том, что этот орган будет расследовать уголовные правонарушения, совершенные должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение, должностными лицами Национального антикоррупционного бюро Украины, заместителем Генерального прокурора — руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры или другими прокурорами САП… В законопроекте концепция меняется, и к подследственности ГБР относят, например, преступления, совершенные лицами рядового состава правоохранительных органов, прокурорами органов прокуратуры, присяжными (при исполнении им обязанностей в суде), инспектором Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей, которых вряд ли можно отнести к должностным лицам, которые занимают особо ответственное положение. Кроме того, из содержания законопроекта и сопроводительных документов к нему не очевидно, на каком основании инспекторов вышеуказанных органов выделили среди других работников секретариатов с тем, чтобы отнести преступления, совершенные ими, к подследственности именно следственных органов ГБР», — прокомментировали в ГНЭУ ВР.
Ранее «Судебно-юридическая газета» писала, какие законопроекты вносил в Раду вероятный кандидат в Генпрокуроры Сергей Ионушас.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.