Как известно, в качестве одного из кандидатов на должность Генерального прокурора эксперты называют народного депутата от фракции «Слуга народа», замглавы Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности Сергея Ионушаса.
«Судебно-юридическая газета» решила проанализировать, какие законодательные инициативы он вносил в парламент. Всего свою подпись как соавтор Сергей Ионушас поставил под 13 законопроектами, все они поданы совместно с коллегами. Пока что только один из них – относительно упразднения некоторых требований к помощникам народных депутатов – стал законом.
Вернуть форму и классные чины
Одним из наиболее нашумевших законопроектов, соавтором которого вместе с депутатами других фракций выступил Сергей Ионушас, является проект о возвращении прокурорам форменной одежды и классных чинов.
Напомним, Руслан Рябошапка ранее высказался категорически против такой инициативы.
Так, законопроектом «О внесении изменений в Закон «О прокуратуре» по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры № 3062 предлагается внести изменения в Закон «О прокуратуре», а именно:
1) Вернуть механизм присвоения классных чинов и форменной одежды прокурорам, что, по словам авторов, будет служить, с одной стороны, стимулом в работе прокуроров, а с другой – будет дисциплинировать других участников уголовного процесса при выполнении своих полномочий прокурором и содействовать уважению к его процессуальному статусу.
Так, предлагается определять порядок присвоения и лишения классных чинов Положением о классных чинах работников органов прокуратуры, которое утверждается Верховной Радой.
Классные чины государственного советника юстиции Украины, государственного советника юстиции 1-го, 2-го и 3-го классов присваиваются Президентом Украины, другие классные чины присваиваются Генпрокурором.
Прокурорам выплачивается ежемесячная надбавка за классный чин.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за классный чин утверждается Кабмином.
Работники прокуратуры, которым присвоены классные чины, имеют единую форменную одежду с соответствующими знаками отличия, которая выдается бесплатно.
2) Уточнить требования к кандидатам на должности прокуроров в окружные и областные прокуратуры, а также в Офис Генерального прокурора.
В частности, добавляется альтернатива в виде стажировки: для того, чтобы стать прокурором окружной прокуратуры, нужно будет иметь стаж работы в области права не менее двух лет или же пройти стажировку в органах прокуратуры не менее года.
Прокурором областной прокуратуры может быть назначен гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее трех лет или стаж работы в окружной прокуратуре не менее двух лет.
Прокурором Офиса Генерального прокурора может быть назначен гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее шести лет или стаж работы в окружной прокуратуре не менее трех лет, или стаж работы в областной прокуратуре не менее пяти лет, владеющий государственным языком. Эти требования не распространяются на прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Предложенные в проекте Закона изменения позволят эффективно проводить процессуальное руководство в сложных уголовных производствах, где необходим достаточный опыт работы процессуального руководителя, отмечают авторы.
3) Установить в качестве основания для привлечения к дисциплинарной ответственности неисполнение и/или ненадлежащее исполнение решения координационного совещания ответственными лицами.
4) Определить требования к форме и содержанию дисциплинарной жалобы о совершении прокурором дисциплинарного проступка.
Расширить подследственность ГБР на дела по членам Высшего совета правосудия, ВККС и судьям КСУ
Совместно, опять-таки, с другими депутатами Сергей Ионушас зарегистрировал законопроект № 2560 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно определения подследственности уголовных правонарушений, досудебное расследование которых осуществляют следователи органов Государственного бюро расследований».
Для достижения указанной цели в законопроекте предлагается внести изменения в ч. 4 ст. 216 Уголовного процессуального кодекса и расширить перечень преступлений, относящихся к подследственности следователей органов ГБР. В частности, на следственные органы ГБР также возлагается обязанность осуществлять досудебное расследование преступлений, совершенных председателем и членами ЦИК, Счетной палаты, депутатом Верховной Рады АРК, депутатом областного совета, городского совета Киева и Севастополя и др.; судьей Конституционного Суда Украины, присяжным (при исполнении им обязанностей в суде), председателем и заместителем председателя, членом и инспектором Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины; прокурорами органов прокуратуры, лицами рядового и начальствующего состава.
Главное научно-экспертное управление Верховной Рады по данному законопроекту отметило следующее.
«Основная суть концепции создания ГБР заключалась в том, что этот орган будет расследовать уголовные правонарушения, совершенные должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение, должностными лицами Национального антикоррупционного бюро Украины, заместителем Генерального прокурора — руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры или другими прокурорами САП… В законопроекте концепция меняется, и к подследственности ГБР относят, например, преступления, совершенные лицами рядового состава правоохранительных органов, прокурорами органов прокуратуры, присяжными (при исполнении им обязанностей в суде), инспектором Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей, которых вряд ли можно отнести к должностным лицам, которые занимают особо ответственное положение. Кроме того, из содержания законопроекта и сопроводительных документов к нему не очевидно, на каком основании инспекторов вышеуказанных органов выделили среди других работников секретариатов с тем, чтобы отнести преступления, совершенные ими, к подследственности именно следственных органов ГБР», — отметили в ГНЭУ ВР.
На данный момент законопроект находится в работе Комитета.
Снять антикоррупционные ограничения с помощников нардепов
Одним из первых законопроектов, под которым поставил подпись как соавтор Сергей Ионушас, был законопроект № 2313, поданный совместно с Анастасией Красносильской и Денисом Монастырским.
Проектом № 2313 предлагалось внести изменения в Закон «О предотвращении коррупции» и снять с помощников-консультантов народных депутатов, которые работают по совместительству, некоторые требования антикоррупционного законодательства.
В итоге был принят и подписан Президентом Зеленским доработанный законопроект на ту же тематику под № 2313-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросу совместительства работников патронатной службы Верховной Рады Украины»: помощников-консультантов народных депутатов, работников секретариатов спикера Верховной Рады, его заместителей, работников секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в Верховной Раде исключили из перечня лиц, на которых распространяются требования антикоррупционного законодательства в части запрета совместительства, а также требований о передаче другим лицам принадлежащих им предприятий и корпоративных прав. Также такие помощники были исключены из числа субъектов правонарушений по ст. 172-4 Кодекса об административных правонарушениях.
Процедура внесения изменения в УК, УПК и КоАП
Также Сергей Ионушас выступил соавтором законопроекта № 2256 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры внесения изменений», который Комитет по вопросам правоохранительной деятельности рекомендовал Верховной Раде принять за основу.
Проектом закона предусматривается внести изменения в ст. 3 УК, ст. 1 УПК и ст. 2 Кодекса об административных правонарушениях, указав, что изменения в эти законодательные акты могут вноситься исключительно профильными законами о внесении изменений в УК, УПК и КоАП. Депутаты надеются, что такие изменения дадут возможность исключительно Комитету по вопросам правоохранительной деятельности возглавить подготовку и разработку проектов законов, касающихся внесения изменений в вышеупомянутые акты.
Другие законопроекты
Кроме того, Сергей Ионушас в числе других депутатов поддерживал своей подписью законопроекты:
Также Сергей Ионушас поддержал проект постановления об определении представителей Верховной Рады Украины в состав комиссии по проведению конкурса на занятие должности директора Государственного бюро расследований.
Кроме того, он принимал участие путем подачи поправок в работе над законопроектами «О внесении изменений в законодательные акты относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры» и о Бюро финансовых расследований и др.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.