Верховная Рада, скорее всего, не будет в среду принимать в «турборежиме» во втором чтении законопроекты №1053-1 о внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг и №1073 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг.
Учитывая бурю возмущения и огромное количество предложенных поправок, депутаты хотят проработать оба законопроекта, (а также законопроекты №1210 и №1209) более существенно.
Обеспокоенность малого бизнеса содержанием вышеупомянутых законопроектов вполне объяснима. Их критикуют за огромные штрафы, узаконивание доносительства и поголовную фискализацию.
Напомним – законопроектом №1053-1 вносятся изменения в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг.
Предлагается внедрение в практику так называемых программных расчетно-кассовых операций. Предполагается, что предприниматель вместо кассовых аппаратов сможет пользоваться гаджетами, на который для этого следует установить специальный софт. При этом регистрировать расчетно-кассовые операции должны будут абсолютно все.
Законопроект №1073 о детенизации расчетов в сфере услуг и торговли предполагает введение практики кэшбека (о нем речь идет ниже).
Оба законопроекта вызвали бурные обсуждения в предпринимательской среде и не менее бурную реакцию в соцсетях.
Основной причиной тотальной фискализации представители власти и контролирующих органов называют использование ФОПов крупными предприятиями для уклонения от налогообложения, а также серый и черный импорт. Такой импорт сбывается крупными торговыми сетями с помощью незарегистрированных кассовых аппаратов, количество которых определить невозможно, но, по словам специалистов, 30 % выданных чеков отсутствует в базе.
Хотя отдельные представители бизнеса, особенно крупного, поддержали законопроекты, указав, что в целом их идея не является деструктивной, малый бизнес подозревает, что имеют место совсем другие причины для принятия этого закона и обращает внимание властей на то, что сначала нужно навести порядок в работе крупного бизнеса и остановить схемы незаконного импорта.
Проблема на их взгляд в том, что отсутствуют механизмы контроля над сбытом товаров, а также невозможность привлечь к ответственности продавца. Отслеживать только движение чека недостаточно, нужно отслеживать и движение самого товара.
Кроме того, законопроекты не решают вопрос использования ФОПов крупным бизнесом.
Вызывает также опасения возможность монополизации рынка расчетно-кассовых операций.
В целом, малый бизнес волнует несколько ключевых проблем:
- значительные расходы на фискализацию;
- повышенные штрафы;
- так называемый «кэшбек»;
- готовность программного обеспечения к промышленной эксплуатации.
Замечания к законопроектам были высказаны предпринимателями в ходе проведения круглого стола по обсуждению законопроектов о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг.
- Следует гарантировать перспективу альтернативного программного обеспечения;
- разрешить использовать расчетные книги в случае поломки кассового аппарата;
- гарантировать бесплатность услуг налоговых органов в Законе (в данном случае опыт предыдущих лет показывает, что после принятия Закона услуга становится платной, если в тексте Закона не указано, что услуга бесплатная).
Предприниматели отказываются платить штрафы, причиной которых могут стать технические вопросы (плохое покрытие сети Интернет). Не секрет, что даже в столице иногда он работает с перебоями, а в сельской глубинке вообще не всегда присутствует.
Некоторые участники круглого стола отметили, что предыдущий состав парламента снизил штрафы, а теперь их наоборот увеличивают.
Кроме того, Указ Президента Украины N436/95 о применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию оборота наличности был отменен 20.06.2019 г. Теперь же эти штрафы фактически возвращаются.
Применение механизма кэшбека буквально повергло предпринимателей в шок.
Под кэшбеком подразумеваются премии тем покупателям, которые «доносят» на продавцов, не выдающих чеки. Такие изменения вносятся непосредственно в Налоговый кодекс и предполагают, что сумма покупки должна быть от 100 гривен. Отследить выданный чек можно будет через специальную систему. Доносчик получит эти деньги после уплаты штрафа нарушителем.
Предприниматели полагают, что кэшбек несет в себе угрозу их бизнесу, поскольку может использоваться недобросовестными конкурентами для того, чтобы выжить частника с рынка. Например, могут появиться поддельные чеки, которые будут прилагаться к жалобам; начнут подсылать провокаторов, что спровоцирует дополнительные налоговые проверки. Привлечь же к ответственности потребителя за клевету невозможно.
Также, возможностью кэшбека могут начать пользоваться потребители, которые захотят бесплатно получить товар.
Кроме того, зачастую продавец поощряет потребителя различными скидками и акциями. В связи с этим появляется элемент риска, поскольку в случае жалобы налоговая может посчитать товар проданным с заниженной стоимостью со всеми вытекающими последствиями. Предприниматель получит штрафную санкцию за неправильно задекларированную цену.
В связи с недостатками законопроектов, бизнес считает, что не следует спешить с их принятием, они должны пройти общественное обсуждение. Парламент же, в свою очередь, обещает рассмотреть все поправки, предоставленные бизнесменами.
Внесли свою лепту и парламентарии.
Народный депутат Украины Нина Южанина предлагает 105 поправок в законопроект №1053-1 и 22 в законопроект №1073.
Поправками предлагается не применять регистраторы расчетных операций к налогоплательщикам 2-4 групп единого налога, а ограничить сферу их применения такими видами деятельности как реализация бытовой техники, лекарств, ювелирки, товаров, бывших в употреблении; также применить к отелям, общепиту и торговле автозапчастями.
Депутат предлагает вообще исключить кэшбек из законопроекта, а штрафы разделить на два вида: для классических кассовых аппаратов (оставить все как есть) и для программных (применять исключительно за нерегистрацию расчетной операции на сервере контролирующего органа).
О том, что смущает предпринимателей в законопроектах №1053-1 и №1073, а также о замечаниях к ним Государственной регуляторной службы Украины «Судебно-юридическа газета» писала ранее.