10 сентября Верховная Рада приняла в первом чтении несколько законопроектов, которые вызвали неоднозначную реакцию в обществе.
Вместо дерегулирования экономики, упрощения ведения бизнеса предприниматели увидели увеличение штрафов в несколько раз и опасную близость шантажа мелкого бизнеса.
Речь идет о законопроектах №1053-1 (о внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг) и № 1073 ( о детенизации расчетов в сфере услуг и торговли), которые вызвали бурные обсуждения в предпринимательской среде. Бизнес откровенно занервничал, но депутатов это не остановило, хотя они и пообещали, что внесут поправки ко второму чтению.
В проекте закона №1053-1 предлагается внедрение в практику так называемых программных расчетно-кассовых операций.
Предполагается, что предприниматель вместо кассовых аппаратов сможет пользоваться гаджетами, на который для этого следует установить специальный софт.
Кассовый аппарат в телефоне
Проект вызвал критику еще при первом его рассмотрении в профильном Комитете ВР.
Во-первых, проект умалчивает, о каком программном обеспечении и о каких электронных устройствах идет речь, а сама формулировка, заложенная в законе, вызывает разночтения.
К тому же речь идет о неких программных решениях, а не о программных комплексах. Одно дело, скачать приложение на устройство, а совсем другое — специальные программы типа «клиент-банк».
Во-вторых, сохранение информации о расчетной операции затруднительно, поскольку телефон не сервер, и вообще очень уязвимое устройство. В случае же неисправности устройства придется вести расчетные операции в бумажном виде.
При этом предприниматель обязан в течение трех лет хранить электронные контрольные ленты. Можно, конечно, хранить в бумажной форме, но это будет целая проблема с техникой, архивом и т.п.
То, что электронный чек будет храниться в налоговой базе на сервере фискалов, тоже не обнадеживает, учитывая множество скандальных историй с государственными серверами, а также периодические сбои в их работе.
При этом никто не снимал ответственности с предпринимателя за подачу отчетности солидного объема.
В том числе закрепляется обязанность подавать электронную фискальную отчетность и электронные фискальные отчетные чеки.
Предприниматель также может для расчетных операций выбрать альтернативу в виде классического аппарата или даже книги учета и расчетной книжки.
Сведения из системы учета данных регистраторов расчетных операций станут поводом для проведения камеральной проверки.
С 2021 года использовать регистраторы расчетных операций будут все предприниматели, кроме первой группы единого налога,
В течение 2020 года их можно не использовать тем плательщикам второй-четвертой групп единого налога, у кого годовой оборот меньше миллиона гривен в год.
Однако даже это не распространяется на интернет-магазины, отели, ювелирку, туризм, аптеки и некоторые другие отрасли.
Драконовские штрафы
Но основное, что заботит предпринимателя, — это штрафы. Их хотят увеличить до 150 процентов стоимости проданных с нарушениями товаров (но не менее 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан) за первое нарушение. И до 250 (но не меньше необлагаемых налогом минимумов) — за каждое последующее.
50 необлагаемых налогом минимумов предусмотрено за :
- неиспользование расчетной книжки или книги учета;
- отсутствие контрольной ленты;
- отсутствие предварительного программирования товаров;
- неподачу отчетности за использование РРО.
Предусмотрены также и другие штрафы. Так что предприниматель отвечает не только за выдачу чека.
Доносы и кэшбек
А чтобы предприниматели уверенней пользовались нововведениями и не вносили изменения в конструкцию аппаратов, парламентарии в первом чтении утвердили еще один законопроект №1073.
Его основная цель — премии тем покупателям, которые доносят на продавцов, не выдающих чеки. Такие изменения вносятся уже в Налоговый кодекс и предполагают, что сумма покупки должна быть от 100 гривен. Отследить чек можно будет через специальную систему.
Правда, доноситель получит эти деньги только после уплаты штрафа нарушителем, что, естественно, произойдет после соответствующей налоговой проверки. Результаты которой, скорее всего, ФОП обжалует. Эти доходы осведомителей даже облагать налогом не собираются.
Бизнесмены опасаются, что подобные нормы приведут к возобновлению практики поборов с предпринимателей, когда представители отдельных общественных организаций ходили по торговым точкам «с проверкой», изображали возмущение и попросту вымогали деньги.
Член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, депутат Верховной Рады Украины Нина Южанина отмечает, что этими законопроектами не учтены интересы малого и среднего бизнеса, комитет прислушался не ко всем замечаниям предпринимателей. В проектах законов записаны иные положения, чем те, о которых говорили руководители рабочих групп.
Ранее «Судебно-юридическая газета» писала, что Верховная Рада получила альтернативный законопроект о защите права собственности.