10 ноября в Украинском кризисном медиа-центре состоялась консультация с заинтересованными сторонами и экспертами на тему: «Экстренная медицина в Украине».
Целью встречи было ознакомление с различными видениями того, какой должна быть система экстренной медицинской помощи, где она работает, а где — нет, и способы ее улучшения.
Об этом заявила и.о. министра здравоохранения, доктор Ульяна Супрун, передает пресс-служба Минздрава.
Как отметила Вера Нанивская, глава аналитического центра Коллегиум Анны Ярославны, это ли не впервые в Украине, когда министр принимает участие в систематических консультациях, которые связаны с заявленной ранее политической повесткой дня реформы.
«На минувшей неделе в Верховной Раде было создано межфракционное объединение, которое получило название «Полный цикл публичной политики». Таким образом, мы выполняем рекомендации Европейского парламента для улучшения эффективности работы Верховной Рады и для того, чтобы мы не имели «законодательный мусор», а имели целостную политику, воплощенную в законах. Каждый закон, который принимается, обязательно должен обсуждаться как новая политика», — отметила она.
Заместитель министра здравоохранения доктор Александр Линчевский отметил о необходимости повышения эффективности транспортного вопроса «скорой».
«Мы должны понимать, как организован вызов «скорой», как быстро она приезжает, кто и что есть внутри, что происходит по дороге, куда едет карета «скорой», кто ее встречает и с чем в руках», — сказал он.
Как показывает практика, жизнь людей зачастую зависит от тех, кто первыми оказываются на месте происшествия.
«Статистика травмы, статистика смертей от несчастных случаев демонстрирует, что этим этапом нельзя пренебрегать, иначе в больницу пациент не доезжает и погибает в дороге», — подчеркнул замглавы.
Задачи реформы экстренной медицины в Украине, как пишет ведомство, — обеспечить максимально скоординированные и профессиональные действия на всех этапах «цепочки» — от звонка в «скорую» до специализированного отдела в больнице.
На сегодняшний день задействован механизм оптимизации движения «скорой», главное задачей которого является вызов кареты, которая находится в непосредственной близости к месту происшествия.
«Во многих регионах уже функционируют программы, где оператор может отслеживать движение «скорой». Мы боремся за каждую минуту. Министерством здравоохранения внесены предложения на следующий год по дополнительному финансированию оперативно-диспетчерской службы», — уверяют в Минздраве.
Как правило, полицейские и пожарные первыми оказываются на месте происшествия, и именно от их умений и готовности оказать помощь зависит жизнь человека.
Министерство здравоохранения разработало и в ближайшее время утвердит курс «Первый на месте происшествия» для сотрудников полиции, пожарных, работников ГСЧС, Национальной гвардии. Сейчас перед Минздравом стоит задача — ввести такое обучение на постоянной основе и на государственном уровне.
Еще один важный вопрос — подготовка водителей, которые также первыми сталкиваются с травмой на дороге.
«Поэтому при получении водительских прав нельзя формально относиться к медицинской подготовке. От знаний и навыков того, кто оказывается первый на месте происшествия, зависит жизнь пострадавшего», — отметили в пресс-службе.
Модернизация диспетчерской системы и отсеивание непрофильных вызовов — еще одна важная задача, над решением которой работает министерство.
Минздрав сетует на высокую загруженность линии 103 вследствие «непрофильных звонков», «когда где-то кто-то нуждается в серьезной помощи». Из 9 млн вызовов, полученной «скорой» за год, только 2 млн заканчиваются выездом и перевозкой пациента. Поэтому в планах реформирования — создание колл-центра, который должен будет сортировать звонки, принимая на себя «простые телефонные консультации».
Изменения в системе экстренной медицинской помощи, по словам замминистра, ни в коем случае не приведут к сокращению количества подстанций «скорой».
Сравнивая Киев и Торонто, которые сходны по размеру плотности населения, Александр Линчевский рассказал, что в последнем подстанций машин неотложной помощи в три раза больше.
«Скорая должна приезжать не за 20 мин., а за 8 мин., а еще лучше — за 4 мин., а для этого нам нужна широкая сеть подстанций», — добавил заместитель министра.
Министерство здравоохранения также занимается проведением переквалификации персонала. Уже разработана 4-модульная программа переподготовки фельдшеров и врачей «скорой», которая вскоре должна быть утверждена.
«Мы вносим изменения в классификатор профессий, «создавая» и парамедика, и экстренного медицинского техника для того, чтобы начать подготовку узких специалистов, которые готовятся с самого начала для этой работы», — отметил Александр Линчевский.
И.о. министра Ульяна Супрун успокоила, что «никто никого не будет выгонять с работы».
Курс продлится четыре недели и будет резюмироваться таким же экзаменом, который проходят западные парамедики. Такие курсы ГО «Защита Патриотов» проводит уже больше двух лет и через них прошли более 250 врачей.
«Сейчас о парамедиков ходят мифы, что это какой-то полицейский, который учился две недели или восемь часов, став парамедиком. Парамедики — это люди с высшим образованием, которые проходят многочасовую практику, которые имеют специфическое обучение и сертификацию по оказанию медицинской помощи. Экстренный медицинский техник — это уже более короткий курс, это шесть недель. Это для тех, кто может оказывать базовую помощь на догоспитальном этапе», — пояснила доктор Ульяна Супрун.
Специалисты согласились с необходимостью внедрения разработанных министерством изменений.
Также были подняты и проблемные вопросы: низкая заработная плата диспетчеров при огромных нагрузках, неудовлетворительное состояние многих подстанций, безопасность медиков, которые выезжают на вызов.
И.о министра, выслушав все замечания и предложения, пообещала вынести на обсуждение на государственном уровне проблему защиты и в целом прав медиков.