В Украине рассматривается законопроект №5184 «О дорожном движении и его безопасности», касающийся процедуры и периодичности проведения медосмотра для кандидатов в водители и водителей, а также введено новое понятие «психофизиологическая экспертиза с оценкой уровня развития профессионально важных психофизиологических качеств кандидатов в водители и водителей».
Что нового?
Начнем, пожалуй, с самого нового — психофизической экспертизы. Сейчас, как и ранее, для получения водительских прав необходимо пройти медкомиссию. Но эта процедура касается лишь основных факторов состояния здоровья исследуемого — зрения, кардиологических заболеваний и т.п. А может ли человек адекватно вести себя за рулем, реагировать на изменение дорожной обстановки, не бросит ли руль в панике при сложных обстоятельствах — на такие вопросы медкомиссия ответов не даст. Да, сейчас существует требование получить справку от психиатра, но там, в основном, проверяют не состоит ли кандидат на учете в психоневрологическом диспансере и нет ли его в списке наркозависимых.
С целью определения пригодности к полноценному и безопасному выполнению функций водителя и будет введена «психофизиологическая экспертиза с оценкой уровня развития профессионально важных психофизиологических качеств кандидатов в водители и водителей».
Когда идти на медосмотр в первый раз?
Желающие получить права должны получить позитивный результат предварительного медицинского осмотра. Допуском к этому этапу будет служить позитивный результат пройденной ранее психофизиологической экспертизы.
Периодичность медосмотра
Периодическому медицинскому осмотру подлежат водители транспортных средств для подтверждения права на управление транспортным средством:
- в возрасте до 55 лет — один раз в десять лет;
- в возрасте от 56 до 75 лет — один раз в пять лет;
- в возрасте от 76 лет и старше — один раз в три года;
- водители, которые выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов, — раз в два года (в возрасте от 60 лет — ежегодно).
Сюрприз: нарушителям — чаще
Водители, которые «попались» в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, либо под действием лекарственных препаратов, влияющих на способность к управлению транспортными средствами, но не лишены права управления транспортными средствами в соответствии с законодательством, проходят медицинские осмотры дважды в год в течение трех лет после фиксации нарушения. Для водителей, лишенных права управления транспортными средствами за управление ими в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, внеочередной медицинский осмотр проводится по направлению уполномоченного должностного лица Национальной полиции Украины.
Что касается водителей, регулярно совершающих грубые нарушения в сфере дорожного движения и его безопасности (трижды и более в течение года), полиция получит право направить в суд протокол с предложением рассмотрения вопроса об обязательном прохождении таким водителем психофизиологической экспертизы.
До получения результатов психофизиологической экспертизы водительское удостоверение подлежит временному изъятию.
Ответственность врачей и экспертов
Специалисты (должностные лица) учреждений здравоохранения, которые проводят медицинские осмотры и психофизиологическую экспертизу, несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Украины за справедливость заключения относительно кандидата в водители или водителя по результатам проведения медицинского осмотра или психофизиологической экспертизы. Все данные о нарушениях ПДД, ДТП с участием водителей, результатах медосмотра и психофизической экспертизы будут храниться в едином электронном госреестре, поэтому обмануть систему, подав заявление на выдачу «прав», например, в другом городе, не получится.
«Идиотен тест»
То, что на юридическом языке называется «психофизиологическая экспертиза», в Европе давно получило собственное народное название — «идиотен тест» (речь о Medizinisch-Psychologische Untersuchung, MPU — прим. ред.). Пока неизвестно, как именно будет выглядеть интерпретация европейской практики этого явления в Украине, но мы немного расскажем о том, как это происходит в Германии.
Если водитель нарушает ПДД систематически, то отделаться штрафами не получится. Обычно, после третьего нарушения (например, превышение скорости), за определенный период времени «счастливчик» получает приглашение пройти этот самый тест. А за грубые нарушения (например, алкоголь за рулем) можно получить приглашение на MPU и сразу. Если не явиться, то дело может дойти и до тюрьмы. Но, просто прийти куда-то, заполнить пару бумаг с вопросами — не тот вариант.
Для сдачи теста следует пройти специальную подготовку. Если «повезло» и определили в группу, то спецкурс обойдется в 500-600 евро. Если с нарушителем будут работать психологи индивидуально, в течении примерно 40 учебных часов, просвещая его на темы «почему нарушать ПДД — это плохо», то процедура «потянет» от 80 до 150 евро в час.
Итого, чтобы получить в свою карточку все 40 отметок о прохождении спецобучения, придется выложить от 500 до 6000 евро.
После завершения «обучения» приходит пора сдать этот самый «идиотен тест». Стоимость попытки — от 400 до 755 евро (варьируется от типа нарушения). Вопросы там задают самые разные: с двойным или завуалированным смыслом, с провокацией, сбивающие с толку. Да и сами экзаменаторы не церемонятся с «клиентами». Например, еще на входе в кабинет могут спросить «Почему вы не закрыли дверь?». Оглянулся — тест может быть и не сдан: если не способен запомнить простое действие, то какое там «за руль».
Или ситуация: вы едете ночью, видите в свете фар птицу, сидящую на дереве. Какие ваши действия? Правильный ответ: «Остановлюсь и отрегулирую фары». Потом «Сколько в Германии поворотов?». Правильный ответ: «Два — левый и правый» и т.д.
Обязательно будут ситуации, где вы оказываетесь либо пьяным на улице и происходит что-то экстремальное (нужно кого-то спасать, например), или потребуется срочный выезд для помощи кому-то из близких, а в это время вы на вечеринке. Всегда нужно отвечать, что пьяным на улице вы никогда не появитесь и за руль в таком состоянии никогда не сядете. Сами немцы боятся получить приглашение на MPU как огня: во-первых, это немалые финансовые траты; во-вторых, куча затраченного времени; в-третьих, сама процедура довольно унизительна. Поэтому, там почти и не нарушают.
Возможно, эта практика будет полезной и в Украине, ведь одни штрафы, какого размера бы они ни были, эффекта не дают.
Читайте также: «Кто будет проходить обязательный техосмотр транспортных средств?».