Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
15 августа 2016 года, впервые в истории Украины, начала работать система электронного декларирования доходов, расходов и имущества высших государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и судей.
Как известно, за два дня до официального запуска реестра Государственная служба специальной связи и защиты информации отказалась выдать сертификат соответствия комплексной системы защиты информации (КСЗИ) реестра деклараций, что фактически означало срыв его полноценной работы. Новой датой запуска назначили 1 сентября.
Своей позицией в этом вопросе с «Судебно-юридической газетой» поделился руководитель проекта Программы развития ООН в Украине Иван Пресняков:
«Система электронного декларирования сейчас работает в режиме исследовательской эксплуатации, т.е. в том режиме, в котором реестр электронных деклараций работал и до 15 августа. Это не является полноценным режимом работы. По сути, система находится в тестовом режиме, только раньше реестр был закрыт для внешнего доступа, а теперь его интерфейс доступен для пользователей. Сейчас программное обеспечение есть, есть и решение НАПК о начале работы системы.
Что касается заявлений о срыве разработчиком сроков сдачи электронной системы декларирования, то хотелось бы отметить следующее. В техническом задании, которое было предложено Всемирным банком, речь шла о том, что должна быть еще и вторая фаза работы над системой, которая добавит к готовому программному обеспечению новые модули и компоненты. Эти новые компоненты должны быть созданы на основе требований НАПК к обработке деклараций. Например, чтобы система могла выявлять ситуации, когда доходы членов семьи превышают доходы декларанта. Подобные требования НАПК еще должно сформулировать для разработчиков. Также есть идея сделать интеграцию реестра деклараций с другими реестрами. Мы обращались к НАПК и предложили им разработать модули, которые хоть и не прописаны в законе, но могут быть нужны, — например, интеграция с другими реестрами. Для этого НАПК должно было заключить договора с держателями других реестров, однако сделать это пока не смогло.
Тогда заказчик всей работы — НАПК — попросил закончить работу над программным обеспечением с его основными функциями. Именно это ПО и было направлено на экспертизу. Только с этого момента в работу включилась Госслужба спецсвязи, которая должна была проверить, как защищена программа. Но при проверке эта служба вышла за рамки своих полномочий. Хочу отметить, что она не является стороной договора, и ее никто не просил оценивать, насколько выполнены его условия, но она требует, чтобы ей дали для проверки больший объем программного продукта. Т.е. фактически служба залезла в дела, которые ее не касаются. Это уже отношения между ПР ООН и НАПК. Но в НАПК почему-то никто не обратил внимания на действия Госслужбы спецсвязи.
Сейчас нужно разработать как можно более быстрый путь решения возникшей проблемы. Тем более, что речь не идет о каких-то глобальных проблемах системы электронного декларирования, которые нельзя быстро решить. Однако, НАПК нужно определиться со своими действиями, иначе получается, что есть решение агентства о запуске реестра 15 августа, но в то же время принято и положение, согласно которому реестр должен работать только после получения всех необходимых сертификатов и подтверждений. Решения НАПК не должны противоречить друг другу».
Что происходит вокруг реестра электронных деклараций, когда состоится его запуск и как это отразится на судьях, читайте в статье «Декларации взяли фальстарт».