Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
В Министерстве инфраструктуры планируют отремонтировать ряд украинских трасс за счет средств международных финансовых организаций.
В частности, в рамках четвертого совместного с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком Проекта улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к г. Киев (паневропейские коридоры) предусматривается капитальный ремонт и реконструкция ряда автомобильных дорог на подходах к г. Киев: М-06 Киев - Чоп на участке Житомир - Киев (138 км), М-07 Киев - Ковель - Ягодин на участке Киев - Ковель (33,4 км), М-05 Киев - Одесса (63 км), Н-01 Киев - Знаменка (28,6 км), М-01 Киев - Чернигов - Новые Яриловичи на участке Киев - Чернигов (80 км)
Старший советник Европейского банка реконструкции и развития в странах Восточной Европы и Кавказа Антон Усов прокомментировал «Судебно-юридической газете» отличия тендеров, финансируемых за счет средств международной финансовой организации от тендеров, которые проводятся в соответствии с Законом Украины «О государственных закупках».
«Все, что финансирует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), предусматривает закупки товаров и услуг не по законодательству Украины, а по правилам ЕБРР. Что это значит? Открытый международный тендер, в результате которого выбирается подрядчик. Мы оцениваем финансовую часть, группа управления проектом, инженерный персонал — техническую часть, и мы вместе приходим к решению.
После этого начинается работа, которая предусматривает следующий алгоритм. Строительная компания-подрядчик (опять-таки, бывают разные проекты и в зависимости от сложности, компания может быть как самостоятельным подрядчиком, так и субподрядчиком — вся эта информация закладывается в пакеты документов) получает необходимые авансовые платежи от ЕБРР и затем начинает работы, предусмотренные проектом. И финансовые отношения-расчеты за проделанные работы реализуются по такой схеме: компания предоставляет счета-фактуры за выполненные работы поэтапно, по факту, и мы по факту, принимая качество и объем выполненной работы поэтапно, рассчитываемся с подрядчиком. Надо понимать, что в данной схеме заказчик, которым в данном случае является «Укравтодор», не принимает участия. Т.е. финансовые отношения строятся между подрядчиком и финансирующей стороной, а заказчик — «Укравтодор» — получает на руки дорожное полотно с сопутствующей инфраструктурой. Поэтому, подрядчику выгодно осуществлять контрактные работы хорошо, потому что в данном случае нарушение контрактных обязательств, выход из графика, какие-то технические неполадки ликвидируются (ошибки) за счет подрядчика.
В связи с этим практика реализации проектов по такой схеме чрезвычайно эффективна.
Что касается выделения средств, то рамочно было подписано крупное соглашение в 2014 году, но такой системы, которая существует при государственном финансировании, госзакупках, нет. Т.е. разница состоит в том, что если государство финансирует проект, то оно, как правило, победителю тендера перечисляет средства в полном объеме и победитель тендера начинает эти средства осваивать. У нас такого нет. Поэтому, вам не скажут, сколько было выделено конкретно на тот или иной участок.
То, как мы подходим к отбору компаний, очень сильно отличается от процедуры отбора компаний, которая существовала до недавнего времени. Мы хотим выбрать компанию, которая будет не только в состоянии построить то, что она должна построить, но она еще и будет финансово прочная, потому что в случае если будут какие-то нарушения, то компания должна будет их ликвидировать за собственные средства», — рассказал старший советник Европейского банка реконструкции и развития в странах Восточной Европы и Кавказа.