Президент и премьер-министр Украины снова сошлись в поединке за Одесский припортовый завод. Победитель в этой схватке получит право на свое усмотрение решать судьбу ОАО "Одесский припортовый завод" (ОПЗ).
История с приватизацией "Одесского припортового завода" уже попахивает нафталином. С тех пор, как в 1994 году была предпринята первая попытка продать завод, прошло уже 15 лет и все эти годы для ОПЗ не могут найти хозяина. А в 2005-м году приватизация Одесского припортового заиграла новыми красками.
После того, как Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко разомкнули руки на "помаранчевой" сцене и сошли с нее, они из "любих друзів" превратились в "лютых друзив". И ситуация с ОПЗ - лишняя тому иллюстрация. Когда Кабинет министров в 2005 году поручил Фонду госимущества провести конкурс по продаже Одесского припортового завода, неожиданно в октябре того же года Виктор Ющенко наложил вето, чтобы потом через месяц, в ноябре, потребовать от Верховной рады включить ОПЗ в перечень объектов, подлежащих приватизации в 2007 году. Парламент требование гаранта выполнил, но Ющенко снова удивил – в конце декабря 2006 года опять ветировал закон.
Парламентарии снова внесли поправки президента в новый закон о перечне объектов, подлежащих приватизации в 2007 году. Прошло чуть более полугода, и в августе Фонд госимущества объявил конкурс по продаже 99,567% акций ОПЗ. К тому времени на льготных условиях сотрудники завода купили 0,433% акций завода. И вот в октябре Ющенко опять отменил приватизацию. Уже в прошлом году правительство, в который раз внесло ОПЗ в список объектов, подлежащих приватизации. На протяжении 2008 года на Одесский припортовый завод трижды объявлялся конкурс, и каждый раз Виктор Ющенко его запрещал.
И вот в 2009-м ситуация в очередной раз повторяется. Дежавю: опять осень – и снова попытка правительства объявить конкурс по продаже ОПЗ наткнулась на запрет президента. 17 сентября был опубликован указ президента ?747/2009 "О приостановлении действия положения распоряжения Кабинета министров от 03 декабря 2008 года ?1517-р". Этим положением был утвержден список крупных объектов, планируемых к приватизации уже в 2009 году. В этот раз президент даже обратился за помощью в Конституционный суд Украины.
Если судить по резким заявлениям премьер-министра, Юлия Тимошенко больше не собирается выбирать между словами "продать" или "запретить". Оба, и Ющенко, и Тимошенко в этот раз решили стоять до конца и каждый готов в фразе "ОПЗ продать нельзя запретить" ставить запятую на свое усмотрение, и каждый думает, что именно его запятая правильная.
Если поставить на второй план политику, а на первый экономику, то можно прийти к наиболее очевидному ответу – приватизацию Одесского припортового завода нужно отложить до лучших времен. По крайней мере, от этого выиграет Украины, а не политики. Во-первых, не стоит забывать, что в стране, как и в мире, бушует мировой финансовый кризис, который внес свои коррективы в экономику. Сегодня инвесторы не готовы платить за предприятия, даже за высоколиквидные, какимм и является ОАО "Одесский припортовый завод", большие деньги. Если до кризиса в 2008 году стартовая цена пакета акций Одесского припортового была 600 миллионов долларов, то сегодня она составляет около 450 миллионов долларов (4 миллиарда гривен). Поэтому продавать по сниженным ценам ОПЗ для того, чтобы хоть какие-то деньги поступили в бюджете, было бы недальновидно со стороны руководства страны. Понять Тимошенко можно: лидер БЮТ взяла на себя очень много обязательств, а вот денег на их выполнение ощутимо не хватает.
В нынешних условиях Тимошенко могла бы настаивать на продаже ОПЗ только в одном случае: если бы ОПЗ был банкротом. Но продавать сейчас стратегический завод, который является крупным производителем азотных удобрений, и занимает монопольное положение на рынке услуг по перевалке аммиака?! Да и финансовые показатели предприятия свидетельствуют, что завод далек от банкротства. По итогам прошлого года прибыль ОПЗ после налогообложения превысила 700 миллионов гривен. В государственный бюджет заводом было перечислено более 300 миллионов гривен, а в местные бюджеты - свыше 40 миллионов гривен.
Во-вторых, ни кризис, ни что-либо еще не отменяют требований закона по соблюдению процедуры проведения конкурса. Стоит отметить, что при его объявлении Фонд госимущества в спешке забыл провести процедуру изучения спроса в течение 30-ти дней, что не соответствует положениям действующей Программы приватизации. И это не единственная оплошность ФГИ. Как оказалось, в условиях приватизационного конкурса есть пункт, который не предъявляет к потенциальным инвесторам квалификационных требований. Это может привести к тому, что ОПЗ заинтересуются посредники, которые приобретут завод с целью дальнейшей перепродажи. Не стоит говорить, что будет, если перекупщики начнут продавать завод по частям, в случае если не найдут покупателя, который смог бы заплатить за целый завод…
Кроме того, некоторые условия проведения конкурса в окружном административном суде города Киева 17 сентября обжаловало ОАО "Азот". В частности, речь идет о нарушениях при определении стартовой цены выставляемого на продажу пакета, которая в различных нормативных документах определена по-разному. Так, если в распоряжении Кабмина 261-р о продаже пакета акций ОПЗ стартовая цена зафиксирована на уровне 3 миллиардов гривен, то в конкурсных документах Фонда госимущества стоит другая цифра – 4,1 миллиарда гривен.
Представитель "Азота" в суде Максим Юхименко отметил, что в нынешних условиях невозможно реализовать еще одно требование конкурса: обеспечить максимальную загрузку мощностей предприятия. По его словам, в этом году потребление и стоимость удобрений по сравнению с прошлым годом упали в 2 раза. При этом растет цена за газ. По прогнозам, кризис не закончится в этом году и неизвестно, как он отразится на химической промышленности.
В-третьих, потенциальные инвесторы уже предпочитают не связываться с предприятием, приватизацию которого потом можно будет легко оспорить в судах. Кстати, за получением разрешения на концентрацию пакета акций ОПЗ в Антимонопольный комитет обратились 13 компаний. Из-за того, что условия приватизации, мягко говоря, не совсем понятны, а ситуация вокруг ОПЗ настолько накалена, некоторые потенциальные инвесторы, среди которых российские "Еврохим" и "СИБУР-Минудобрение", отказываются подавать заявки на участие в конкурсе по приватизации ОПЗ.
Может, чтобы не наломать дров и президенту, и премьеру не стоит спешить? Не лучше ли все-таки отложить приватизацию ОПЗ до лучших времен, когда кризис закончится и выборы пройдут? Чтоб не получилось как с "Криворожсталью" в 2004-м...