1 октября 2011 года в Украине вступила в силу Пенсионная реформа.
Как ранее сообщала «Судебно-юридическая газета», принятая пенсионная реформа предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Так, в течение ближайших десяти лет пенсионный возраст для женщин будет повышаться на шесть месяцев каждый год. Пенсионный возраст для мужчин — государственных служащих — повышается до 62 лет.
Картина логичности, эффективности и целесообразность пенсионной реформы в Украине была бы неполной без изучения зарубежного опыта подобных мероприятий. Мы не будем обращаться к опыту западноевропейских стран, поскольку его слепое перенимание невозможно, учитывая социально-экономические особенности нашего государства. Там и так все понятно. Обратимся, лучше, к опыту похожих на нас стран.
«Восточный» вариант
Начнем с Казахстана. Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» вступил в силу 1 января 1998 года и стал началом пенсионной реформы. Отношение к нему было неоднозначное, ведь это была первая страна – республика бывшего СССР, осуществившая переход от старой, солидарной, к новой, обязательной, системе пенсионного обеспечения.
Согласно данному Закону, все граждане стали отчислять 10% от доходов в накопительные пенсионные фонды, получив также возможность осуществлять добровольные пенсионные взносы.
Пенсионная реформа в Казахстане имеет следующие особенности:
1) возраст выхода на пенсию повысился до 58 лет – для женщин и 63 – для мужчин;
2) были ликвидированы льготные пенсии, сохранявшиеся еще с советских времен;
3) граждане, достигшие пенсионного возраста до вступления в силу Закона, продолжают получать пенсию по старым условиям из солидарной системы; граждане, достигнувшие пенсионного возраста после 1 января 1998 года, получают две пенсии (одну – по солидарной системе, но не в полном размере, а в размере пропорциональном трудовому стажу по состоянию на 1 января 1998 года, и вторую – из накопительного пенсионного фонда адекватную пенсионным накоплениям); граждане, начавшие трудовую деятельность после 1 января 1998 года, полностью попали под действие нового пенсионного закона, получив право получать пенсию только из накопительных фондов.
Вариант «латинос»
Хочется отметить, что повышение пенсионного возраста не является общемировой тенденцией. Так, буквально месяц назад руководство такой небогатой страны, как Боливия, объявило о снижении пенсионного возраста для своих граждан с 65 до 58 лет. В итоге Боливия стала, пожалуй, единственной страной, которая провозгласила свой уникальный вариант пенсионной реформы. Источником финансирования этой реформы станут доходы от экспорта сырья.
И это притом, что эта страна – не самая развитая и богатая в мире. По показателю ВВП Боливия занимает 148-е место в мире, средняя продолжительность жизни в Боливии для мужчин – 64–65 лет. То есть ни экономическая, ни демографическая ситуация в государстве Боливия никоим образом не оправдывает снижение пенсионного возраста. Кроме того, руководство собирается национализировать работающие в стране пенсионные накопительные фонды, стремясь защитить социальные гарантии от влияния финансового кризиса.
Все это связано с социалистическим характером политики государства: реформа пенсионной системы в Боливии во многом напоминает пенсионную систему бывшего СССР. И если в Европе и США пенсионные накопления формируются за счет самих будущих пенсионеров, то в Боливии значительную часть нагрузки теперь будет брать на себя государство. Это имиджевый шаг, демонстрация страной своей независимой от общемирового тренда социально-экономической позиции.