2 –го декабря Верховная Рада учла предложения Президента Виктора Януковича и приняла в новой редакции Налоговый кодекс. Главная уступка власти состоит в сохранении действующей системы упрощенного налогообложения и презумпции невиновности налогоплательщика
Предложения Главы государства к Налоговому кодексу на заседании Парламента представила первый заместитель Главы Администрации Президента Ирина Акимова.
В частности, новой редакцией Налогового кодекса увеличена ставка рентных платежей за добычу газа на территории Украины до 18,5%. Ранее (18 октября) парламент принял решение повысить ставки рентных платежей за добычу углеводородов на 40%, в дальнейшем депутаты планировали рассмотреть вариант более значительного увеличения рентных платежей.
В то же время, в соответствии с предложениями президента к документу, которые поддержал парламент, ставка рентной платы за природный газ, в том числе нефтяной (попутный), добываемый c глубины до 5 тыс. м, должна возрасти с 200 грн/тыс. куб. м до 237 грн/тыс. куб. м; с глубины более 5 тыс. м - с 100 грн/тыс. куб. м до 118,5 грн/тыс. куб. м.
Для компаний, реализующих газ для формирования ресурса, используемого для нужд населения, рентная ставка при добыче с глубины до 5 тыс. м должна возрасти с 50 грн/тыс. куб. м до 59,25 грн/тыс. куб. м; с большей глубины - с 40 грн/тыс. куб. м до 47,4 грн/тыс. куб. м; на континентальном шельфе и в исключительной морской экономической зоне - с 10 грн/тыс. куб. м до 11,85 грн/тыс. куб. м.
Помимо этого, документ разрешает относить на валовые затраты расходы на работы (услуги) консалтинга, маркетинга, рекламы от нерезидентов, что запрещала принятая ранее редакция документа во втором чтении парламентом.
Также новой редакцией кодекса изменена процедура применения налогового залога, которая теперь предусматривает, что налоговый залог распространяется на имущество, балансовая стоимость которого отвечает сумме налогового долга. Ранее документ предусматривал, его распространение на имущество налогоплательщика, балансовая стоимость которого приравнивается к двукратной сумме налогового долга.
Обязанность доказывать правомерность решения контролирующего органа, в том числе относительно начисления налоговых обязательств, возлагается на контролирующий орган, тогда как ранее она возлагалась на налогоплательщика.
В то же время из документа исключена глава 1 раздела 14 относительно упрощенной системы налогообложения, а также сохранен действующий формат этой системы, которая на сегодня регулируется указом президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» ? 727/98 от 3 июля 1998 года. Сохраняется действующая ставка единого налога на уровне 200 грн при годовой выручке до 500 тыс. грн для физических лиц-предпринимателей, помимо которой предприниматели уплачивают взнос в Пенсионный фонд в размере 300 грн. Действующая упрощенная система налогообложения может быть применена как физическими лицами-предпринимателями, так и юридическими.
По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам таможенной и налоговой политики Виталий Хомутынника, в течение 2 месяцев (с введения в действие Налогового кодекса, - ред.) должен быть разработан новый законопроект относительно упрощенной системы, к которому будут привлечены специалисты Кабинета министра, ассоциации предпринимателей промышленников и т.д. Упомянутый же указ президента будет действовать до внесения предложенных изменений в раздел 14 Налогового кодекса относительно упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, глава парламентского комитета сообщил, что с 1 января 2011 года и до внесения изменений в данный раздел Налогового кодекса упрощенная система налогообложения может применяться как физическими лицами-предпринимателями, так и юридическими лицами.