Предпринимателей ожидают налоговые новшества, которые сложно назвать «каникулами», ведь далеко не каждому они придутся по душе, да и по карману. Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства обнародована концепция, которая предусматривает реформирование упрощенной системы налогообложения. Малый и средний бизнес ждут повышение ставок и дифференциация видов деятельности.
Единый налог – роскошь не для всех, убеждены разработчики проекта, предлагая сократить количество видов предпринимательской деятельности, попадающей под него. Это касается предпринимателей, имеющих дело с обменом валют, арендой земли и недвижимости, торговлей в Интернете, игорным бизнесом, перепродажей предметов искусства и антиквариата, оптовой торговлей, производством подакцизных товаров, торговлей горюче-смазочными материалами, добычей производством и продажей драгоценных металлов, организацией и арендой торговых мест на рынках, добычу и продажу полезных ископаемых. Также, как отмечено в Концепции, упрощенная система налогообложения не может применяться такими субъектами хозяйствования, как кредитные союзы и ломбарды. Не будут попадать под единый налог для физических лиц транспортные услуги, торговля изделиями из драгметаллов, аудит, реклама, бухгалтерия, адвокатура, инжиниринг, консультационные услуги, посреднические услуги в сфере аренды, вспомогательная деятельность в сфере государственного управления; посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества.
Концепция поясняет подобное сужение видов предпринимательской деятельности тем, что основной целью системы по упрощенному налогообложению является социальная направленность на поддержку именно тех слоев малого бизнеса, которые действительно в ней нуждаются и своим трудом создают продукт для удовлетворения потребностей населения. То есть вышеперечисленные виды деятельности под эту категорию не попадают. Согласно концепции, их можно рассматривать как «сверхприбыльные», а потому не нуждающиеся в минимизации налоговых платежей.
Еще один сюрприз для предпринимателей касается налоговых ставок. Проектом предусмотрено увеличение размера единого налога. При обороте ЧП до 300 тысяч гривен устанавливается нулевая ставка налога. Если от 300 до 600 тысяч гривен — ставка единого налога будет составлять от 200 до 1000 гривен. Размер ставки устанавливается (впрочем, как и раньше) в зависимости от вида деятельности и объема выручки органом местной власти. Напомним, согласно действующему Указу Президента Украины от 03.07.98 ? 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» ставки единого налога для физических лиц-предпринимателей устанавливаются в пределах от 20 до 200 гривен в месяц. А это значит, что налоговое бремя будет увеличено в 5 раз.
Для физических лиц, предоставляющих услуги по аренде жилых и нежилых помещений, ставка единого налога будет составлять 10%. Юридическим лицам, в случае, если оборот предприятия не превышает 1 млн грн., остаются нынешние ставки – 10% (без НДС) или 6% (с НДС). Если оборот составит от 1 до 2 млн грн., то правила меняются – придется распрощаться с 9% (при уплате НДС) и 12% (без НДС), а если выручка составит от 2 до 3 млн грн, то придется уплатить соответственно 12 % (с НДС) и 15% (без НДС). Разработчики Концепции напоминают, что за весь период действия упрощенной системы налогообложения ставки единого налога оставались неизменными и на данный момент не соответствует нынешним условиям. Ведь с 1998 года по 2010 средний уровень индекса составляет 115,9%. А минимальная заработная плата увеличилась в 20 раз.
Кроме революции по ставкам и видам деятельности, проектом предлагается ужесточение ответственности плательщиков единого налога за использование труда наемных работников без оформления трудовых отношений, в частности путем применения к предпринимателю санкций и отмены регистрационного свидетельства. За нарушение законодательства о труде владелец ЧП может понести уголовную ответственность или «нарваться» на штраф в размере 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан. Порядок уплаты пенсионных и страховых взносов плательщиками единого налога должен будет осуществляться на общих основаниях. Также предусмотрено введение нормы об обязательности осуществления архивации документов физическими и юридическими лицами относительно наемных работников, выплаченных ими доходов другим физическим лицам. Что позволит получать справки о месте работы, полученных доходах в случае закрытия предпринимательской деятельности физическим лицом или ликвидации юрлица.
Разработчики Концепции ожидают, что благодаря принятию закона поступления в местные бюджеты увеличатся в среднем на 60%. Однако далеко не все так просто. Как удалось выяснить «Судебно-юридической газете», малый бизнес вполне возможно ожидает повальная тенизация. Народный депутат и бывший министр экономики Анатолий Кинах считает, что такой может быть реакция самозащиты бизнеса. И вправду, вряд ли предпринимателей, к примеру, занимающихся арендой квартир, предлагаемые новшества вдохновят на прозрачную деятельность. По мнению депутата, проект нуждается в серьезной доработке. В свою очередь депутат Ксения Ляпина также весьма резко раскритиковала законопроект, в частности идею «сверхприбыльности» отдельных видов деятельности, не попадающих под единый налог.
Как бы там ни было, малый бизнес наверняка не воспримет предлагаемые изменения на «ура», о каких бы благах для государства и бюджета не говорили разработчики концепции. А судам, в свою очередь, стоит ждать наплыва негодующих предпринимателей в случае принятия законопроекта. Остается добавить, что введение новшеств предусмотрено с 1 января 2011 г.
Алена Конорева,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарии
Народный депутат Ксения Ляпина:
– Концепция закона об упрощенной системе налогообложения – это не концепция ее развития. По всем резонансным направлениям сделаны шаги на уничтожение! Сокращено количество видов деятельности, причем к сверхприбыльным отнесены такие виды деятельности, как бухгалтерский учет, перевозка пассажиров или консультирование. У меня один вопрос, почему тогда работники Кабмина не идут работать таксистами, раз это сверхприбыльный вид деятельности? Это не просто бред – это полное непонимание экономики.
Также в концепции сделаны все ошибки, которые можно было сделать насчет начисления в фонд заработной платы. Природа предпринимательского дохода, скорее, ближе к природе получения дивидендов. У меня ко всем этим высоким чиновникам вопрос – они живут на дивидендах, они платят в Пенсионный фонд?! Вы знаете, что с дивидендов в Пенсионный фонд не платится, потому что это считаются доходы от капитала. Так вот, предпринимательские доходы ближе по природе к такому явлению, как доходы от капитала, чем к такому явлению, как заработная плата. Потому что предприниматель ведет деятельность на свой страх и риск, никто ему не гарантирует минимальный уровень дохода. Поэтому ни о каких пенсионных взносах в формате платы за заработную плату просто невозможно говорить, эту позицию надо отбрасывать. Предпринимателю нужно дать право самому решать, как ему страховать свое будущее, то ли он будет участвовать в негосударственном пенсионном фонде, то ли просто в банке деньги держать.
Что касается увеличения ставки единого налога, то он может в значительной степени ударить по предпринимателям, ведь его увеличение основано на какой-то иллюзорной идее сверхприбыльности, которая просто не имеет обоснования в реальной экономической жизни, особенно сейчас во время кризиса. Я хочу напомнить, что когда это правительство шло к власти, Ирина Акимова, которая сейчас возглавляет Секретариат группы по реформам Виктора Януковича, подавала законопроект совершенно замечательный, который назывался «О моратории повышения всех налогов и сборов на время кризиса», так я хочу напомнить – кризис никуда не делся! Мораторий актуален! Если Виктора Януковича поддержали, то как раз благодаря таким законопроектам.
Экс-министр экономики Анатолий Кинах:
– Упрощенную систему налогообложения, безусловно, нужно совершенствовать, но совершенствовать такими методами, чтобы не ухудшать условия предпринимательской деятельности для малого и среднего бизнеса, включая предпринимателей физических лиц. Подчеркиваю – не ухудшать, а, наоборот, создавать более благоприятные условия. Для нас сегодня это принципиально важно с точки зрения создания новых рабочих мест и формирования крайне необходимого для дальнейшего развития Украины мощного среднего класса. Нас очень тревожит, что на стадии выработки концепции законопроекта не было глубокого диалога в рамках «власть и бизнес». Не были учтены многие наработки Ассоциации малого и среднего бизнеса, опыт предыдущих лет. Поэтому в целом наше отношение к этому законопроекту на уровне экспертных оценок негативное, так как он не только будет вести к сокращению видов деятельности, он будет усиливать фискальную нагрузку, при этом будет усиливаться тенденция роста теневого бизнеса экономики как реакция самозащиты бизнеса.
Этот законопроект в целом требует очень тщательной переработки. По этому поводу мы планируем провести ряд серьезных дискуссий в рамках «круглых столов» по инициативе Украинского союза промышленников и предпринимателей, и постараемся на момент рассмотрения законопроекта в парламенте дать ему более высокое качество. Параллельно, безусловно, надо будет, «не выплескивая с водой ребенка», максимально противодействовать тем злоупотреблениям, которые есть при использовании упрощенной системы налогообложения. Речь идет о крупных фирмах, которые дробятся на мелкие, чтобы иметь право пользоваться упрощенной системой, минимизируя при этом свои обязательства по платежам в бюджет. Вот эту тему надо изучать, не ухудшая при этом условия предпринимательской деятельности для тех, кто работает прозрачно. Вот такие наши первые выводы относительно этого законопроекта.