Система автофиксации будет финансироваться из кармана нарушителей ПДД

11:30, 19 декабря 2016
Безопасность дорожного движения будет улучшена за счет штрафа с нарушителей.
Система автофиксации будет финансироваться из кармана нарушителей ПДД
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Безопасность дорожного движения будет улучшена за счет штрафа с нарушителей.

Так, 26 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5185 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно безопасности дорожного движения».

Инициатором законопроекта выступили народный депутат Украины Григорий Шверк.

 

Что творится на дороге?

Рекомендациями парламентских слушаний от 23 декабря 2015 года на тему: «Состояние и перспективы обеспечения в Украине безопасности дорожного движения» определена амбициозная и благородная цель — к 2020 году уменьшить на 30% количество смертельных случаев от дорожно-транспортных происшествий.

Анализ статистики с погибшими участниками ДТП свидетельствует, что за последние два с половиной года из 10 844 смертельных случаев, произошедших на дорогах Украины, 73% совершены по вине водителей.

Почти половина этих случаев (49,8%) приходится на несоблюдение ими скоростного режима. Обгон, выезд на встречную полосу, опасное маневрирование, которые являются производными от нарушения разрешенной скорости движения, составляют еще 38% смертельных случаев.

«В целом получается, что почти 88% дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями происходят из-за несоблюдения водителями безопасной скорости движения.

Отсутствие системного контроля со стороны Национальной полиции над участниками дорожного движения является на сегодня одной из главных причин ухудшения ситуации на дорогах», — подчеркивает народный депутат Григорий Шверк.

 

На автоматическую фиксацию нужен миллиард

Внесенные более года назад изменения в законодательство, целью которых было внедрение в страну системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме, до сих пор остаются без реализации.

Государство не имеет средств для такого внедрения (более 1 млрд долл.), а инвестор требует наличия в Украине прозрачных и ясных источников возврата инвестиций.

Кроме этого, следует учитывать настроение общественного протеста через установленное негативное мнение общественности о том, что система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, вместо обеспечения повышения безопасности дорожного движения, является лишь средством пополнения бюджета и источником заработка для коррупционеров. Поэтому, недостаточно продуманная концепция внедрения таких систем в Украине может иметь как положительные, так и отрицательные, а то и катастрофические последствия как для безопасности дорожного движения, так и для общества в целом.

Многие зарубежные источники предупреждают о недопустимости развития бизнеса на штрафах за счет нарушений ПДД и предлагают аккумулировать поступления от штрафов в специальных фондах, которые должны быть использованы только на проведение профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения, совершенствование организации дорожного движения, а также содержание и развитие автоматизированных систем административного надзора в сфере дорожного движения и его безопасности.

 

Что, зачем и почему

Целью принятия проекта Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно безопасности дорожного движения» являются:

  • обеспечение системного контроля над участниками дорожного движения путем внедрения системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме;
  • законодательное формирование источников возврата инвестиций, направленных на внедрение в Украине системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме;
  • введение в Украине современного европейского принципа, по которому правонарушители в сфере дорожного движения и его безопасности финансируют саму безопасность за счет уплаченных штрафов;
  • увеличение поступлений в специальный фонд Государственного бюджета и местных бюджетов с целью их использования на совершенствование регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. мероприятий по внедрению, развитию, восстановлению и обслуживанию системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме.

 

Нарушил — сделал взнос на безопасность

По предложению народного депутата, оплата штрафов за нарушение ПДД будет перечислятся в специальные фонды: 30% — в Государственный бюджет, а 70% — в местный. В дальнейшем все эти средства будут иметь только одно целевое назначение — на обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. мероприятий по внедрению, развитию, восстановлению и обслуживанию системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме.

Григорий Шверк предлагает внести в Бюджетный кодекс Украины следующие изменения:

1) п. 23 ч. 2 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины изложить следующей редакции: «средства от санкций (штрафы, пеня и т.д.), применяются в соответствии с законом (кроме штрафов, определенных п. 13-3 ч. 3 настоящей статьи, пунктами 37-39 ч. 2 ст. 64, пунктами 26 и 27 ч. 1 ст. 66 и пунктами 11, 12, 13 и 13-1 ч. 1 ст. 69, п. 8-1) ч. 1 ст. 69-1 настоящего Кодекса)»;

2) ч. 3 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины дополнить пунктом 13-3) следующего содержания:

«13-3. 30% административных штрафов (пени) за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме»;

3) ч. 4 ст. 30 Бюджетного кодекса Украины дополнить п. 21 следующего содержания:

«21. обеспечение финансирования целевых мероприятий, направленных на совершенствование регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. мероприятий по внедрению, развитию, восстановлению и обслуживанию системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме (за счет источников, определенных пю 13-3) ч. 3 ст. 29 настоящего Кодекса)»;

4) ч. 1 ст. 69-1 Бюджетного кодекса Украины дополнить п. 8-1 следующего содержания:

«8-1. 70% от административных штрафов (пени) за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме»;

5) ст. 70 Бюджетного кодекса Украины дополнить ч. 3 следующего содержания:

«3. Средства, полученные в специальный фонд местного бюджета, направляются на обеспечение финансирования целевых мероприятий, направленных на совершенствование регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. мероприятий по внедрению, развитию, восстановлению и обслуживанию системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме (за счет источников, определенных п. 8-1 ч. 1 ст. 69-1 этого Закона)».

 

Будут ли результаты?

Реализация проекта Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно безопасности дорожного движения» обеспечит системный контроль над участниками дорожного движения путем внедрения в стране системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме, что приведет к уменьшению количества смертельных случаев от дорожно-транспортных происшествий.

Таким образом, именно нарушители дорожного движения фактически будут финансировать систему безопасности.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Денис Попков
    Денис Попков
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Олена Радіонова
    Олена Радіонова
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • В'ячеслав Маринич
    В'ячеслав Маринич
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді