Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Безопасность дорожного движения будет улучшена за счет нарушителей.
Так, 26 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5185 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно безопасности дорожного движения».
Инициатором законопроекта выступили народный депутат Украины Григорий Шверк.
Что творится на дороге?
Рекомендациями парламентских слушаний от 23 декабря 2015 года на тему: «Состояние и перспективы обеспечения в Украине безопасности дорожного движения» определена амбициозная и благородная цель — к 2020 году уменьшить на 30% количество смертельных случаев от дорожно-транспортных происшествий.
Анализ статистики с погибшими участниками ДТП свидетельствует, что за последние два с половиной года из 10 844 смертельных случаев, произошедших на дорогах Украины, 73% совершены по вине водителей.
Почти половина этих случаев (49,8%) приходится на несоблюдение ими скоростного режима. Обгон, выезд на встречную полосу, опасное маневрирование, которые являются производными от нарушения разрешенной скорости движения, составляют еще 38% смертельных случаев.
«В целом получается, что почти 88% дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями происходят из-за несоблюдения водителями безопасной скорости движения.
Отсутствие системного контроля со стороны Национальной полиции над участниками дорожного движения является на сегодня одной из главных причин ухудшения ситуации на дорогах», — подчеркивает народный депутат Григорий Шверк.
На автоматическую фиксацию нужен миллиард
Внесенные более года назад изменения в законодательство, целью которых было внедрение в страну системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме, до сих пор остаются без реализации.
Государство не имеет средств для такого внедрения (более 1 млрд долл.), а инвестор требует наличия в Украине прозрачных и ясных источников возврата инвестиций.
Кроме этого, следует учитывать настроение общественного протеста через установленное негативное мнение общественности о том, что система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, вместо обеспечения повышения безопасности дорожного движения, является лишь средством пополнения бюджета и источником заработка для коррупционеров. Поэтому, недостаточно продуманная концепция внедрения таких систем в Украине может иметь как положительные, так и отрицательные, а то и катастрофические последствия как для безопасности дорожного движения, так и для общества в целом.
Многие зарубежные источники предупреждают о недопустимости развития бизнеса на штрафах за счет нарушений ПДД и предлагают аккумулировать поступления от штрафов в специальных фондах, которые должны быть использованы только на проведение профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения, совершенствование организации дорожного движения, а также содержание и развитие автоматизированных систем административного надзора в сфере дорожного движения и его безопасности.
Что, зачем и почему
Целью принятия проекта Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно безопасности дорожного движения» являются:
Нарушил — сделал взнос на безопасность
По предложению народного депутата, оплата штрафов за нарушение ПДД будет перечислятся в специальные фонды: 30% — в Государственный бюджет, а 70% — в местный. В дальнейшем все эти средства будут иметь только одно целевое назначение — на обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. мероприятий по внедрению, развитию, восстановлению и обслуживанию системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме.
Григорий Шверк предлагает внести в Бюджетный кодекс Украины следующие изменения:
1) п. 23 ч. 2 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины изложить следующей редакции: «средства от санкций (штрафы, пеня и т.д.), применяются в соответствии с законом (кроме штрафов, определенных п. 13-3 ч. 3 настоящей статьи, пунктами 37-39 ч. 2 ст. 64, пунктами 26 и 27 ч. 1 ст. 66 и пунктами 11, 12, 13 и 13-1 ч. 1 ст. 69, п. 8-1) ч. 1 ст. 69-1 настоящего Кодекса)»;
2) ч. 3 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины дополнить пунктом 13-3) следующего содержания:
«13-3. 30% административных штрафов (пени) за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме»;
3) ч. 4 ст. 30 Бюджетного кодекса Украины дополнить п. 21 следующего содержания:
«21. обеспечение финансирования целевых мероприятий, направленных на совершенствование регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. мероприятий по внедрению, развитию, восстановлению и обслуживанию системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме (за счет источников, определенных пю 13-3) ч. 3 ст. 29 настоящего Кодекса)»;
4) ч. 1 ст. 69-1 Бюджетного кодекса Украины дополнить п. 8-1 следующего содержания:
«8-1. 70% от административных штрафов (пени) за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме»;
5) ст. 70 Бюджетного кодекса Украины дополнить ч. 3 следующего содержания:
«3. Средства, полученные в специальный фонд местного бюджета, направляются на обеспечение финансирования целевых мероприятий, направленных на совершенствование регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. мероприятий по внедрению, развитию, восстановлению и обслуживанию системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме (за счет источников, определенных п. 8-1 ч. 1 ст. 69-1 этого Закона)».
Будут ли результаты?
Реализация проекта Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно безопасности дорожного движения» обеспечит системный контроль над участниками дорожного движения путем внедрения в стране системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме, что приведет к уменьшению количества смертельных случаев от дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, именно нарушители дорожного движения фактически будут финансировать систему безопасности.