Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Народные депутаты предлагают согласовать новые функции прокуратуры и увеличить прокурорскую зарплату.
Так, в парламенте зарегистрирован законопроект №5177 от 23.09.2016 года о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» в части обеспечения реализации функций прокуратуры авторства группы народных депутатов.
Как известно, с 30 сентября вступили в силу изменения, которыми, в частности, изменены функции органов прокуратуры. Так, согласно новой ст. 131-1 Конституции Украины, прокуратура будет осуществлять:
1) поддержание публичного обвинения в суде;
2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства, контроль за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;
3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенном законом.
Кроме этого, согласно переходным положениям Конституции в редакции Закона от 02.06.2016 года, прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами:
В связи с этим в Закон Украины «О прокуратуре», процессуальные кодексы и другие законодательные акты законопроектом предлагается внести изменения, которые позволят имплементировать новации Конституции.
Законопроект №5177 состоит из двух разделов. Первым вносятся изменения в 13 законодательных актов Украины.
Изменения в УПК:
1) определяют новые термины: «поддержание публичного обвинения», «организация досудебного расследования», «процессуальное руководство досудебным расследованием» и др.;
2) уточняют полномочия прокурора в уголовном процессе в соответствии с определенными Конституцией функциями прокуратуры (изменения в ст. 36 и др.);
3) устраняют коллизии и совершенствуют положения УПК, а именно:
Изменения в ГПК, ХПК, КАСУ и некоторые законы уточняют полномочия прокурора в соответствии с определенными Конституцией функциями прокуратуры, в т.ч. в части надзора за розыскными действиями органов правопорядка, исключения полномочий на представительство интересов граждан в суде.
Что касается изменений в Закон «О прокуратуре», то кроме непосредственно уточнения полномочий прокурора в соответствии с определенными Конституцией функциями, они также:
1) приводят нормы (изменения в статьи 81, 18, 30, 32, 43, 51, 54, 55, 64, дополнение ст. 51-1) в соответствие с антикоррупционным законодательством и определяют законодательные инструменты для урегулирования конфликта интересов; дополняют основания для дисциплинарной ответственности прокуроров такими, как: неуведомление или несвоевременное уведомление о реальном или потенциальном конфликте интересов в определенном законом порядке; указание в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, заведомо ложных сведений или умышленное неуказание сведений, предусмотренных законодательством, при отсутствии признаков коррупционного преступления или административного правонарушения, связанного с коррупцией; допущение прокурором недобросовестного поведения;
2) в свете реализации конституционных изменений в части включения прокуратуры в раздел «Правосудие», а также учитывая положения Закона «О судоустройстве и статусе судей», изменения в ст. 81 Закона предусматривают поэтапное повышение к 2020 году уровня заработной платы прокуроров до уровня судейского вознаграждения и т.д.