17 марта Президент Петр Порошенко после переговоров в Брюсселе сообщил новость: Украина выполнила все обязательства для либерализации визового режима.
Так, Верховная Рада приняла последний законопроект №3755 «Об особенностях предоставления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году», который был разработан в ходе выполнения Плана действий по либерализации ЕС визового режима для Украины.
В день принятия закона состоялась панельная дискуссия, в ходе которой был представлен новый проект «Прозрачность и добросовестность публичного сектора в Украине» (2015–2018 гг.), разработанный правительством Дании и ПРООН в Украине в тесном сотрудничестве с украинскими партнерами. Проект имеет цель обеспечить работу украинских органов по предупреждению коррупции согласно международным стандартам прозрачности и ответственности, а также способствовать их более оперативной и эффективной деятельности.
Именно в рамках этого мероприятия участникам была представлена сама система электронного декларирования, так сказать, в действии.
Необходимо отметить, что система оказалась достаточно несложной. Более того, она разработана таким образом, чтобы напомнить декларанту обо всех деталях и пунктах, о которых он мог забыть или которые не учел. Такая разработка сводит к минимуму технические ошибки.
При этом следует отметить широкие возможности самой системы и некоторые изменения структуры, которые не совсем на руку чиновникам.
Согласно с новым законодательством, вместо Государственной фискальной службы декларации будут проверяться сотрудниками новой службы Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК). Однако, именно с работой этого ведомства и связана сегодня основная проблема. Можно надеяться, что принятый закон и его нормы могут поставить решительный «шах» коррупционным схемам, сегодня успешно процветающим, а дальнейшая неэффективная работа НАПК может, в свою очередь, поставить окончательный «мат» всем начинаниям, сведя всю проделанную работу на стартовые позиции.
Напомним, споры вокруг Национального агентства по предупреждению коррупции обострились еще с конца прошлого года. Планировалось, что оно начнет работу с января 2016 года, но к этому времени столь нужный государству орган все еще существовал лишь на бумаге.
Причины, почему «не смогли и не успели», — самые разные. Не последнюю роль в этом сыграл, снова-таки, политический фактор.
Между тем, согласно нормам Закона «О предотвращении коррупции», который вступил в силу с 26 апреля 2015 года, именно НАПК должно было принять окончательное решение о начале работы системы электронного декларирования. Это означало, что если орган не заработает в ближайшее время, то эффектная презентация в рамках обозначенной выше дискуссионной панели окажется не более, чем бахвальством перед международными экспертами и украинцами. Именно поэтому прошлая неделя выдалась «жаркой» — пришлось в срочном порядке сформировать и запустить работу НАПК.
14 и 15 марта 2016 года конкурсная комиссия провела собеседование с 10 кандидатами и, невзирая на споры, не смогла прийти к окончательному выбору.
«Как показало обсуждение кандидатов членами конкурсной комиссии, такие критерии, как лучший профессиональный опыт, знания и качества кандидата, согласно п. 3 ч. 6 ст. 5 Закона «О предотвращении коррупции», фактически были подменены личной симпатией или антипатией к тому или иному кандидату», — так оценил первые сутки работы конкурсной комиссии кандидат в члены НАПК Николай Хавронюк.
Однако, аккурат перед поездкой Президента в Брюссель, 16 марта комиссия удивительным образом смогла избрать еще двух членов этого Агентства — Руслана Рябошапку и Руслана Радецкого. И уже в составе четырех человек (Наталья Корчак и Александр Скопич были избраны ранее — прим. ред.) новый орган считается дееспособным и может начать работу. А объем работы у него, судя по всему, будет очень большим.
Несмотря на проявленную Главой государства строгость, всем понятно, что принятие закона — это только полшага вперед. По какому сценарию будут развиваться события дальше, предугадать пока сложно, ведь у противников этого довольно несвойственного для Украины закона остается много способов и шансов задержать его реализацию.
Подробней о положениях доработанного закона читайте в статье «Судить по декларации» в «Судебно-юридической газете».