В повестке дня заседания Верховной Рады на 16 июля запланировано рассмотрение доработанного Президентом и внесенного 15 июля на замену предыдущему (от 01.07.2015) законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти) (рег. № 2217а).
Напомним, Комитет ВР по вопросам правовой политики и правосудия по поручению спикера от 15 июля рассмотрел на своем заседании данный проект и решил рекомендовать Верховной Раде Украины включить его в повестку дня и направить в Конституционный Суд Украины для получения заключения о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Эти изменения касаются, в первую очередь, децентрализации государственной власти в Украине и усиления конституционно-правового статуса местного самоуправления. Предлагается установить, что административно-территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, децентрализации власти, вездесущности и способности местного самоуправления, устойчивого развития административно-территориальных единиц с учетом исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.
По словам народного депутата ВР 7 созыва Элина Шишкина, в тексте законопроекта, внесенного 15 июля на замену «включено новое изменение в Переходные положения - п. 18 - особый статус местного самоуправления на оккупированных территориях». В то же время, вице-спикер ВР Оксана Сыроид отмечает, что «любой особый статус для Донбасса в Конституции - это легитимация российских войск и наемников на территории Украины? А их интеграция в украинскую политику - это конец не только европейских перспектив для Украины, это успех плана кремля и конец украинского государства».
Итак, законопроектом предусмотрено, что разделение полномочий в системе органов местного самоуправления и их исполнительных органов разных уровней осуществляется по принципу субсидиарности, что соответствует Европейской хартии местного самоуправления. Так, в соответствии со статьей 4 Хартии органы местного самоуправления в пределах закона имеют полное право свободно решать любой вопрос, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа. Кроме того, изменениями изымаются из конституционного регулирования местные государственные администрации и, соответственно, отменяется институт председателей местных государственных администраций. Зато основные полномочия сосредоточены на базовом уровне в обществе.
Закрепляется материальная и финансовая основа местного самоуправления. В частности определяется, что такой основой является земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, в коммунальной собственности территориальной общины; местные налоги и сборы, часть общегосударственных налогов и другие доходы местных бюджетов. Вместе с тем предложенная децентрализация не предусматривает ослабление центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение прав и свобод человека.
Именно поэтому для надзора за соблюдением Конституции и законов органами местного самоуправления предлагается ввести институт префектов. Проектом предусмотрено, что префекта назначает на должность и освобождает от должности по представлению КМУ Президент Украины. Префект приостанавливает действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что в случае принятия председателем общины, советом общины, районным, областным советом акта не соответствующим Конституции Украины, создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, Президент Украины останавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины, а также временно останавливает полномочия главы общины, состав совета общины, районного, областного совета и назначает временного государственного уполномоченного.
В случае признания Конституционным Судом Украины акта главы общины, совета общины, районного, областного совета таким, что не соответствует Конституции Украины, Верховная Рада по представлению Президента Украины досрочно прекращает полномочия председателя общины, совета общины, районного, областного совета и назначает внеочередные выборы в определенном законом порядке.
Законопроектом учтен Комплекс мероприятий по выполнению Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года. В соответствии с этим в законопроекте предусмотрено, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.