На данный момент в Украине продолжает действовать закон «О всеукраинском референдуме» от 06.11.2012 года, даже несмотря на то, что он понес сокрушительную критику, как со стороны отечественных, так и международных правовых сообществ. Кроме ого, действующая редакция Закона Украины «О всеукраинском референдуме» отмечается:
- Отсутствием надлежащего порядка формирования и организации работы комиссий всеукраинского референдума как независимых и беспристрастных органов обеспечения проведения всеукраинского референдума;
- Невозможностью участия политических партий как полноценных субъектов процесса всеукраинского референдума;
- Чрезмерным влиянием органов государственной власти на процесс всеукраинского референдума;
- Отсутствием эффективного механизма наблюдения за ходом процесса всеукраинского референдума.
Поэтому вопрос о принятии нового закона «О всеукраинском референдуме» действительно очень важный и актуальный.
23.06.2015 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О всеукраинском референдуме» под № 2145а. Инициаторами данного проекта стали народные депутаты Украины: Светлана Залищук, Александр Черненко, Оксана Сыроид, Иван Крулько, Мустафа Найем-Масси, Сергей Лещенко, Сергей Евтушок, Владислав Голуб, Елена Сотник, Леонид Емец, Дмитрий Добродомов, Сергей Власенко, Тарас Пастух, Ярослав Маркевич, Егор Соболев, Елена Бойко, Виктория Сюмар.
По словам народного депутата Украины Светланы Залищук, которая принимала активное участие в разработке проекта Закона: «…Это просто необходимо, ведь Закон Украины «О всеукраинском референдуме» от 6.11.2012 г. не только искажал, а и, по сути, разрушал парламентаризм, нивелировал Конституцию, убирал политическую конкуренцию и так далее…но он до сих пор действует».
Особенностью законопроекта является закрепление на законодательном уровне положений относительно предмета, организации, подготовки и проведения всеукраинского референдума в соответствии с требованиями Конституции Украины, с учетом рекомендаций Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Совета Европы, практики проведения общенационального референдума в Украине и зарубежных странах, а также общепризнанных международных стандартов проведения общенационального референдума.
Кроме того, проектом предлагается кардинально усовершенствовать механизмы реализации конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами через всеукраинский референдум. А также, дабы избежать «черных» технологий в процессе референдума, проектом не допускается одновременное проведение всеукраинского референдума с очередными выборами Президента Украины, народных депутатов Украины в случае, если день голосования на всеукраинском референдуме совпадает с днем голосования на соответствующих выборах. Проектом Закона «О всеукраинском референдуме» предлагается определить проведение всеукраинского референдума на усовершенствованной нормативно-правовой основе, которая позволит избежать потенциальных проблем применения института всеукраинского референдума и сделает невозможным ликвидацию демократического политического режима в Украине с помощью манипуляций данным институтом.
Кроме того в новом законе внесены изменения относительно организации и провидения всеукраинского референдума, финансового и материально-технического обеспечения подготовки и проведения референдума и т.п.
Иными словами – проведена большая работа по разработке нового закона. Планируется, что его принятие обеспечит приведение правового регулирования процессов инициирования, подготовки и проведения всеукраинского референдума в соответствии с требованиями Конституции Украины, сделает невозможным злоупотребления и фальсификации или использование всеукраинского референдума с целью узурпации государственной власти и ликвидации демократического политического режима в Украине. Кроме того его принятие гарантирует реализацию прав народа Украины на участие в управлении государственными делами на основе демократических принципов, а также позволит расширить влияние институтов гражданского общества на государственные процессы, что будет способствовать развитию и утверждению Украины как правового государства. Принятие нового закона хорошо, но в этом деле нельзя спешить. Ведь законы должны быть хорошо проработанными и качественными, чтоб опять не возникало критики в сторону несовершенного «референдного» законодательства.