Комитет по вопросам правовой политики признал соответствующим положениям Конституции Украины, проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно принципов кадровой политики в органах законодательной, исполнительной власти и правоохранительных органах Украины).
Законопроект № 2004 направлен на совершенствование норм действующего законодательства Украины в части повышения минимальных требований к возрасту, опыту работы и уровню профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие должностей в органах законодательной, исполнительной власти и правоохранительных органах Украины, а также, при продвижении чиновников по служебной иерархии, соблюдение принципа последовательной служебной вертикали: городской, районный уровень - областной уровень - центральный уровень.
На заседании Комитета отмечалось, что согласно частям первой и второй статьи 43 Конституции Украины каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности.
Говорилось также о том, что в мотивировочной части Решения Конституционного Суда от 16 октября 2007 (дело о предельном возрасте пребывания на государственной службе и на службе в органах местного самоуправления) (Решение), конституционное право граждан на труд означает возможность каждого зарабатывать себе на жизнь трудом, свободно выбирать профессию или специальность в соответствии своим способностям и желаниям, реализовывать свои желания относительно занятия трудом по трудовому договору (контракту) на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности или самостоятельно обеспечивать себя работой.
При этом, государственная служба является одним из видов трудовой деятельности граждан.
Согласно пункту 12 части первой статьи 92 Основного Закона Украины, исключительно законами Украины определяются основы государственной службы.
Граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе (часть вторая статьи 38 Конституции Украины). Содержание закрепленного конституционной нормой права доступа к государственной службе основывается на конституционном принципе равенства граждан.
Этот принцип, по мнению народных депутатов, определяет общее правило недопустимости установления по социальным или личным признакам привилегий или ограничений и не является абсолютным.
Так, органам государственной власти в сфере проведения соответствующей политики экономического или социального характера предоставляется возможность по собственному усмотрению устанавливать ограничения учитывая особые требования, условия или правила для некоторых видов деятельности (абзац второй подпункта 3.3. Пункта 3 мотивировочной части Решения).
Так, с учетом особого (специфического) характера деятельности законодательством Украины установлены определенные различия, в частности, предельные возрастные ограничения на занятие должностей в отношении государственных служащих (работников правоохранительных органов), военнослужащих, работников, состоящих на службе в органах местного самоуправления и т.д..
Конституционный Суд Украины в Решении от 18 апреля 2000 (дело о возрастном цензе) отметил, что Конституция Украины устанавливает соответствующие квалификационные требования к претендентам на определенные государственные должности; нередко такие требования к отдельным категориям государственных служащих устанавливаются соответствующими законами Украины (пункт 2 мотивировочной части) .
Однако цель установления определенных различий (требований) в правовом статусе работников должна быть существенной, а сами различия (требования), преследуют такую цель, должны соответствовать конституционным положениям, быть объективно оправданными, обоснованными и справедливыми.
В противном случае установления ограничений на занятие должности означало бы дискриминацию.
Следовательно, считают члены Комитета, определение квалификационных требований и возрастных ограничений на занятие некоторых должностей или отдельных видов трудовой деятельности на законодательном уровне, согласуется с нормами Основного Закона Украины.