Как отметил Президент Ассоциация украинских банков, законопроект не только не достигает задекларированной цели по защите клиентов банков, но и уменьшает права других категорий таких клиентов (субъектов предпринимательской деятельности) на получение своих средств, ставя их в неравные условия по сравнению с вкладчиками - физическими лицами.
Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко обратился к председателю парламентского Комитета по вопросам правовой политики Валерию Писаренко с обоснованием негативных последствий для банковской системы законопроекта о изменений в ст. 1058 Гражданского кодекса относительно ответственности банка за нарушение условий договора банковского вклада (депозита) № 2202.
Предложенный законопроектом размер пени за несвоевременный возврат вклада физического лица в 25-125 раз превышает размер пени, установленный уже действующими законами для других категорий клиентов банков, в том числе физлиц-предпринимателей, а также юрлиц, за счет средств которых уплачивается и заработная плата работникам.
В АУБ подчеркивают, что такая норма противоречит принципу справедливости гражданского законодательства и принципу хозяйствования, а именно равной защиты государством всех субъектов хозяйствования.
Не достигает законопроект и задекларированной цели по прекращению практики невозврата банками вкладов.
Ведь невозврат банками в установленные договором сроки вкладов физических лиц происходит в двух случаях: в случае неплатежеспособности конкретного банка или в случае системного падения ликвидности во время финансово-экономического кризиса.
В обоих случаях невозврат вклада происходит не через субъективную позицию руководителей / сотрудников банка, а в связи с отсутствием у банка средств для осуществления платежей.
И бюрократическое повышение размера штрафных санкций эту проблему не решит, а только наоборот - приведет к еще большему накоплению долговых обязательств банка.
В АУБ отмечают, что, в случае отнесения банка к категории неплатежеспособных, норма о повышении размера пени за невозврат депозита также теряет смысл, поскольку согласно Закону «О системе гарантирования вкладов физических лиц» Фонд гарантирования возмещает средства в размере вклада, включая проценты, начисленные на день принятия решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных.
Также обращается внимание на другой аспект проблемы невозврата депозитов: в соответствии со спецификой своей деятельности банки привлекают вклады для последующего предоставления этих средств в качестве кредитов юридическим и физическим лицам, и самой распространенной причиной неплатежеспособности банка является невозвращение предоставленных кредитов.
Исходя из логики авторов законопроекта, для сбалансирования прав и ответственности банка необходимо было бы законодательно установить и пеню в размере 1% за каждый день просрочки платежа по кредиту.
Но, как отмечают в АУБ, такая норма является невозможной, поскольку ее применение в короткое время превратит в банкротов всех заемщиков, допускающих задержки платежей.
Учитывая изложенное, АУБ предложила парламентскому Комитету по вопросам правовой политики отклонить данный законопроект, как таковой, который не достигает задекларированной цели, искусственно увеличивает обязательства банков, ставит в неравные условия разные категории клиентов банков, значительно снижая возможность кредиторов юридических лиц и физических лиц- предпринимателей получить свои средства в случае банкротства банка.