Не так давно Министерство юстиции Украины вынесло на общественное обсуждение проект Административно-процедурного кодекса, предложения и замечания к которому принимаются ведомством до 5 октября с. г. По мнению разработчиков, АПК должен существенно повысить защиту граждан от возможных правонарушений со стороны госорганов и должностных лиц. Так, он введет новую идеологию функционирования органов власти, будет способствовать ограничению проявлений бюрократизма, произвола и коррупции со стороны служащих. В частности, внедряются презумпция правомерности действий и требований лица и принцип «молчаливого согласия», который обяжет административные органы тщательно рассматривать каждое заявление гражданина. Создается четкая вертикаль от возбуждения административного производства до исполнения административного акта, вводится процедура возмещения морального и материального ущерба, причиненного в результате незаконного решения госоргана. Впервые на законодательном уровне предусматривается возможность принудительного исполнения административного акта за счет обязанного лица.
Впрочем, за последние годы на суд общественности выносилось несколько вариантов подобных процедурных кодексов, но дальше их регистрации в парламенте дело так не продвинулось. Какие перспективы у нынешнего проекта, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Дополнительный сервис за деньги
Следует отметить, что при наведении порядка в этой сфере очень важным является удобство граждан в отношениях с органом власти во время рассмотрения заявлений, ведь именно здесь настоящий «клондайк» для произвола чиновников. И если учесть, что эти услуги предоставляются за деньги граждан, общественность заинтересована в качественной и прозрачной процедуре их получения, с чем в Украине существуют явные проблемы.
Пожалуй, начать следует с неурегулированности вопросов оплаты административных услуг. Прежде всего, речь идет о дополнительных «платных услугах» и «благотворительных платежах». Например, в соответствии с п. 4 Порядка производства по заявлениям об оформлении паспортов гражданина Украины для выезда за границу и проездных документов ребенка, утвержденного приказом МВД №1603 от 21.12.2004, «по письменным обращениям физические и юридические лица могут получить платные услуги, утвержденные постановлением Кабинета министров Украины №795 от 04.06.2007 «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться органами и подразделениями Министерства внутренних дел». На практике же клиентов фактически обязывают получать весь набор «платных услуг», в перечень которых входят, к примеру, ксерокопирование и ламинирование документов органами власти. При этом плата за предоставление целостной административной услуги должна устанавливаться в фиксированном размере в порядке, определенном законом (административный сбор). А значит, сопутствующие услуги хозяйственного характера (цены на которые, кстати, в админорганах гораздо выше, чем в частном секторе), по сути, являются формой узаконенного вымогательства.
К примеру, за изготовление, оформление и выдачу загранпаспорта оплачивается госпошлина, однако впоследствии оказывается, что дополнительно надо выложить еще больше половины такой же суммы – якобы на те же расходы. На справедливый вопрос: «Зачем?» следует безапелляционный ответ: «Так надо!» Т. е. чиновники не считают нужным отчитываться перед гражданами относительно расценок на административные услуги.
Такое положение дел у нас давно пытались исправить. Так, в 2009 г. КМУ обязал перевести счета всех органов, предоставляющих админуслуги, в Госказначейство, а с 1 января 2010 г. обеспечить их предоставление исключительно бюджетными учреждениями. Для решения этого вопроса был установлен окончательный срок – до 1 марта 2011 г. Кроме того, Президент неоднократно давал Кабмину поручения разработать исчерпывающий перечень административных услуг с определением их стоимости. Впрочем, такое поручение можно отнести к разряду невыполнимых, поскольку количество админуслуг, которые предоставляются органами власти, составляет несколько десятков тысяч. И пока все усилия правительства остались безрезультатными.
По мнению специалистов, проект АПК также полностью не регулирует эту проблему: финансовые вопросы в нем рассмотрены очень узко и поверхностно. Более детально они изложены в Законе «Об административных услугах» (принят парламентом 6 сентября с. г. в целом), но он не раз ветировался Президентом, и по состоянию на момент сдачи номера им не подписан.