Комитет по вопросам правосудия рекомендует парламенту отклонить проект закона о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины относительно подсудности и особенностей производства по отдельным категориям административных дел.
Законопроектом (регистр. ? 6247) предполагается внести изменения в статью 18 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС), которыми рассмотрение административных дел при участии областного совета, Киевского или Севастопольской городских советов относится к компетенции окружных административных судов. Также предлагается дополнить КАС Украины статьей 171-1, которой определяются особенности производства дел о решениях, действиях или бездействии субъектов властных полномочий в отношении привлечения к административной ответственности, и внести изменения в часть первую статьи 185 КАС, которыми лишить стороны, других участников процесса и лиц, которые не принимали участие в деле, права обжаловать в отдельных случаях в апелляционном порядке постановления суда первой инстанции.
Проанализировав законопроект, Комитет высказал ряд замечаний к нему.
Вчастности, предложение относительно отнесения административных дел, в которых одной из сторон является областной совет, Киевский или Севастопольский городской совет, к предметной подсудности окружных административных судов, считают народные депутаты, приведет к созданию коллизии между разными положениями статьи 18 КАС.
На заседании отмечалось, что согласно статье 140 Конституции Украины "областные советы, Киевский и Севастопольский городские советы являются органами местного самоуправления, а предметная подсудность административных дел, сторонами в которых есть органы местного самоуправления, их должностные или служебные лица, установлена ст. 18 КАС и согласно ее предписаниям указанные дела подсудные местным общим судам как административным судам". Вместе с тем, подчеркивали парламентарии, в тексте части 2 статьи 18 КАС прямо указано, что окружным административным судам не подсудны дела, "которые подсудные местным общим судам как административным судам". Затем, считают члены Комитета, в случае принятия предложенного проектом дополнения к ч. 2 ст. 18 КАС будет невозможно понять, которые же именно суды уполномочены рассматривать соответствующую категорию дел.
Предложение отнести административные дела, стороной в которых выступают областные совета или Киевский или Севастопольский городские советы, к подсудности окружных административных судов, по мнению народных депутатов, противоречит принципу доступности населения к административному судопроизводству, поскольку в указанных городах и областях создано только по одном окружному административному суду, доступность населения к которым осложнена не только расстоянием к ним, но и загруженностью судей.
Члены Комитета акцентировали внимание и на том, что проектом предлагается изменения, согласно которым решение местного общего суда как административного суда в делах по поводу решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий относительно привлечения к административной ответственности является окончательным и обжалованию не подлежит.
Народные депутаты подчеркнули, что частью третьей статьи 129 Конституции Украины одним из основных принципов судопроизводства определено обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом. Статья 12 Закона "О судоустройстве Украины" устанавливает, что участники судебного процесса и другие лица в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом, имеют право на апелляционное и кассационное обжалования судебного решения. При этом, право на обжалование судебных решений есть одним из основных положений административного процесса. Итак, обеспечение апелляционного и кассационного обжалования судебных решений является принципом административного судопроизводства, который направлен на обеспечение законности и обоснованности судебных решений (статья 7 КАС). Согласно статье 13 КАС лицам, которые принимают участие в деле, а также лицам, которые не принимали участие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности, обеспечивается право на апелляционное и кассационное обжалования решений административного суда в случаях и порядке, установленных этим Кодексом.
Поэтому, считают парламентарии, часть вторая предложенной редакции статьи 171-1 КАС Украины, которой предлагается ограничить право на апелляционное и кассационное обжалование судебного решения, противоречит указанным нормам Конституции Украины, Кодекса административного судопроизводства и Закона "О судоустройстве Украины", поскольку решение о привлечении лица к административной ответственности связано с ограничением его прав и свобод, а потому оно должно иметь право по крайней мере на апелляционное обжалование соответствующего решения суда.